pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста » Происхождение дидактической игры и ее развитие в педагогических системах

Происхождение дидактической игры и ее развитие в педагогических системах

Страница 2

По определению места игры в образовательном процессе дидактическая игра М.Монтессори близка к позиции Ф.Фребеля: "игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияния на развитие ребёнка". Для обучающих игр - занятий она создала интересные дидактические материалы для сенсорного воспитания. Их широкое применение достаточно быстро дало поразительные результаты. Непрерывно экспериментируя не над детьми, а только над материалами, она, всё более и более совершенствовала их. Монтессори – материал - важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Продолжая линию И.Г.Песталоцци, Ф.Фребеля, М.Монтессори создала дидактические материалы, которые, будучи важнейшей частью "педагогической среды", становились органичной частью жизнедеятельности ребёнка. Монтессори - материалы, привлекательные и простые в применении, соответствовали возрастным особенностям ребёнка. Они позволили М.Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им "клавишными досками", "числовыми станками", "рамками с застёжками", фигурами – вкладышами и т.п. Эти материалы были устроены таким образом, что ребёнок мог самостоятельно обнаружить и исправить свои ошибки, развивая волю и терпение, наблюдательность и самодисциплину, приобретая знания и, что самое главное, упражняя собственную активность. Взрослым не нужно было указывать на промахи детей и их самоуважение не ущемлялось. Осваивая материалы, понимая взаимосвязи между ними, дети вступали в мир человеческой культуры, воспринимали опыт предшествующих поколений.

Огромное воспитательно-образовательное значение придавал играм детей К.Д.Ушинский. Он указывал на то, что обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но никогда не развлекающим. Также Ушинский рекомендовал широко использовать в воспитательной работе с детьми дошкольного возраста народные игры. Теория детской игры, разработанная К.Д.Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую дошкольную педагогику.

Автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания Е.И.Тихеева заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой, они являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, трудом. Тихеева создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы используются, должны сопровождаться беседами. Руководящую роль в дидактических играх и занятиях Тихеева отводила воспитателю. Дидактический материал Тихеева считала одним из важнейших факторов интеллектуального развития ребёнка, однако предупреждала: материал этот должен соответствовать основным запросам и интересам детей.

Обучающие задачи в предлагаемых Е.И.Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребёнка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. Решение этих и ряда других задач (развитие внимания, памяти, коммуникативных умений) потребовало изменения содержания игр. Содержанием дидактической игры стала окружающая жизнь со всем богатством мира природы, социальных связей, рукотворных предметов. Е.И.Тихеева разработала дидактические материалы, настольно- печатные игры, которые и сегодня используются в дошкольных учреждениях. Это дидактическая кукла с комплектом сезонной одежды и предметами быта ( посуда, мебель и др.), настольно-печатные игры, устроенные по принципу парных картинок, геометрической мозаики.

Таким образом, подобранный Тихеевой в определённой системе дидактический материал, и разработанная ею методика его использования в своё время явились ценным вкладом в русскую дошкольную педагогику.

Идеи включения игры в процесс обучения после работ Е.И.Тихеевой продолжили Р.И.Жуковская, Д.В.Менджерицкая и др. Понимание целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста поставило перед исследователями проблему разработки дидактических игр, цель которых - обеспечить наилучшие условия усвоения знаний, умственных навыков и умений. Исследователями Е.И.Удальцовой, Ф.Н.Блехер, А.И.Сорокиной, А.П.Усовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко и др. установлено, что дидактическая игра наряду с занятием может быть использована для решения различных учебных задач: формирования навыков умственной деятельности, умений использовать приобретённые знания в новых ситуациях. Дидактическая игра может быть и формой организации обучения, методом закрепления знаний, средством воспитания нравственно-волевых, коллективистских качеств.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Внеклассная работа и проблемное обучение
На уроке математики всегда можно заинтересовать и увлечь школьников. Но также необходимо обучить определенному комплексу процедур математического характера; занимательность изложения подчинена этой цели; развитие способностей учащихся происходит в рамках изучения обязательного материала, поэтому не ...

Метод проектов - перспективная образовательная технология в сельской школе
Процесс образования в сельской школе отличается рядом особенностей. Первой особенностью является то, что в сельских школах - низкая наполняемость классов, количество учеников может составлять в среднем от двух до двенадцати человек. Другой особенностью, кроме малой наполняемости классов, стала рабо ...

Понятие общения и особенности культуры общения в воспитательном процессе
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения стан ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru