pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование познавательного интереса учащихся средней школы на уроках информатики и ИКТ » Методические аспекты использования форм и приемов развития познавательного интереса на уроках информатики и ИКТ

Методические аспекты использования форм и приемов развития познавательного интереса на уроках информатики и ИКТ

Страница 2

конкурсы «Лучший рисунок», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п.

реферат;

доклад;

разгадывание ребусов по информатике;

составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы;

проект – создание учащимися готового программного продукта.

Одним из видов занимательной проверочной работы может быть кроссворд, составленный из понятий, терминов и определений информатики. Кроссворд можно использовать следующим образом: на одного ученика, на парту, на ряд (группу), на весь класс. Кроссворд можно составлять или заполнять. Составленными кроссвордами (незаполненными) учащиеся могут обмениваться. В этом случае учителем оценивается и составитель и заполняющий. Игра содействует развитию познавательных сил учащихся; стимулирует творческие процессы их деятельности; способствует разрядке напряженности; снимает утомление; создает благополучную атмосферу учебной деятельности; отслеживает учебную деятельность; содействует развитию интереса к учению.

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Организация самостоятельной работы предполагает создание стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность – интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер). В рамках самостоятельной работы можно использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

Широкой популярностью сегодня пользуется проектная работа. Преимущество метода проектов в том, что он может быть как групповым, так и индивидуальным; проектирование позволяет увидеть самостоятельность и творческую активность учащихся в познании и его можно использовать в любом возрасте. Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности. Работа над проектом позволяет школьнику проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и ИКТ не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Однако «уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей. В тоже время, проектная работа не должна отвлекать учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не должна приводить к значительному увеличению учебной нагрузки.

Активному использованию данного метода на уроках информатики средней школы способствует ряд факторов:

большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;

изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;

формируется круг учащихся, предполагающих связать свое дальнейшее обучение с информатикой;

возрастная категория учащихся средней школы располагает к знакомству с исследовательской и самостоятельной деятельностью;

учащиеся средних классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать.

Крайне важно во всем этом не допустить одной грубой ошибки. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.

Каждый выбранный и использованный учителем метод опирается на определенные приемы. Среди приемов преподавания информатики и ИКТ в целях повышения познавательного интереса учащихся можно выделить следующие:

особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (возможно, это будет заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

добавить в практическую деятельность непривлекательного характера игровой, соревновательный момент, тогда она обретет хотя бы временную значимость (например, в изучении темы о графическом интерфейсе организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою «интерфейсную биографию»);

создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru