Кроме внимания не менее важным познавательным процессом является память. Память ребенка непроизвольна и всегда осмысленна. Запоминается то, что понятно, что стало личностным знанием.
В ходе исследования было признано целесообразным исследовать у учащихся образную память. Для этого использовалась методика «Тип памяти», целью которой являлось выявить преобладающий тип памяти учащихся. (см. Приложение 1)
В исследовании принимали участие 53 учащихся классов – 8/1 и 8/2.
Общие показатели результатов исследования представлены в виде диаграмм (см. диаграммы 2, 3).
Рис. 4. Общий показатель типов памяти в классе 8/1.
Рис. 5 Общий показатель типов памяти в классе 8/2.
Из диаграммы 2 видно, что у учащихся класса 8/1 в основном преобладает зрительная (у 82%учащихся на высоком уровне) и слуховая память (у 70% учащихся на высоком уровне). Комбинированный тип памяти у большинства учащихся находится на среднем уровне (72%). У 6% учащихся комбинированный тип памяти находится на низком уровне.
В классе 8/2 преобладает зрительная (высокий уровень – 67%) и слуховая (высокий уровень – 61%) типы памяти (см. Диаграмму 3). Комбинированный тип памяти у большинства учащихся находится на среднем уровне (62%). При этом нужно заметить, что у 15% учащихся комбинированный тип памяти находится на низком уровне.
В результате исследование особенностей внимания и памяти учащихся дает возможность учителю скорректировать применяемые формы и приемы подачи учебного материала с учетом физиологических способностей детей, воздействовать на наиболее восприимчивые факторы восприятия.
Помимо психологических методов нами была проведена «Методика с конвертами» (лист с заданиями и вопросами вкладывался в конверт с надписью предмета) на выяснение познавательных интересов учащихся. Перед испытуемыми (учащиеся двух 8-х классов – 53 человека) выкладывались конверты по всем предметам и давалась инструкция:
выбери любой конверт, какой хочешь;
задания, вложенные в конверт, можешь выполнять не все, а какие захочешь;
свою работу можешь закончить в любое время;
отметки за ответы ставиться не будут;
если хочешь, можешь взять другой конверт, когда поработаешь над первым.
Суть эксперимента состояла в следующем: в соответствии с особенностями познавательного интереса по каждому предмету были составлены задания по 4 разделам:
1-я группа заданий требовала для выполнения чисто репродуктивной деятельности (вспомнить определение, описать факт и др.).
2-я группа заданий была более сложной: она требовала от испытуемого активного поиска, догадки, иногда проблемного подхода.
3-я группа заданий с использованием элементов воображения была рассчитана на активное использование знаний, умений, навыков, на применение их в новой ситуации.
4-я группа заданий носила творческий характер с использованием элементов воображения.
Помимо указанных заданий были включены еще несколько вопросов на определение осведомленности учеников о новейших достижениях науки в области их интереса.
В ходе эксперимента фиксировались:
Это интересно
Состояние образовательного процесса ДОУ на современном этапе
Современное состояние дошкольного образования характеризуется наличием значительного числа вариативных программ (с одной стороны), и инициативами педагогов, их мастерством, чутким реагированием на запросы родителей (с другой стороны). Вводятся стандарты дошкольного образования, включающие государст ...
Принципы воспитания детей японского общества
Не надо быть сверхнаблюдательным, чтобы заметить: Япония - страна детей. Точнее, страна, где царит культ детей. Ребятня здесь, без всяких оговорок, - самый привилегированный класс. Симпатичных, словно с картинки, нарядно одетых детишек можно встретить везде - родители берут их с собой в храмы, таск ...
Цели и задачи уроков химии
Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута . Что же т ...