pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование познавательного интереса учащихся средней школы на уроках информатики и ИКТ » Проверка эффективности использования активных форм обучения с целью развития познавательных интересов учащихся

Проверка эффективности использования активных форм обучения с целью развития познавательных интересов учащихся

Страница 1

Исследование уровня познавательного интереса учащихся 8-х классов, чему посвящен предыдущий параграф, позволило сделать вывод о более слабом уровне познавательного развития интереса в классе 8/1. В результате для организации наблюдений и проведения экспериментальной работы был выделен экспериментальный поток школьников 8/1 класса (20 человек) и контрольный поток (23 человека из 8/2 класса).

Экспериментальная работа была призвана подтвердить гипотезу о том, что процесс развития познавательного интереса школьников на уроках информатики и ИТК будет существенно улучшен при:

ориентации процесса обучения учащихся на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;

ориентации процесса обучения на использование комплекса активных методов, направленных на мотивацию к самообразованию, развитие рефлексии, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний, создание моделей и др.;

сформированности эффективной и психологически комфортной учебно-информационной деятельностно-игровой среды на уроках информатики и ИТК.

В связи с этим были проведены 5 уроков по теме: «Файлы и файловая система. Рабочий стол операционной системы. Окна. Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Типы предлагаемых уроков были различны: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок повторения и контроля, обобщающий урок.

Однако в контрольном классе преподавание велось традиционными методами, а в экспериментальном классе – с использованием активных форм и приемов.

В результате в ходе исследования учащимся экспериментального класса были предложены разнообразные виды как коллективных, так и индивидуальных работ, активизирующие познавательный интерес, мотивирующие к активной учебной деятельности.

Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так, перед изучением темы «Работа с файлами и папками с помощью меню и панели инструментов» учащимся было предложено задание: подготовить ответ по следующему плану: понятие файла, действия с файлами, понятие папки, действия с папками. Все эти сведения необходимо было вспомнить, так как при изложении нового материала учителю необходимо на них опираться. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.

Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Например, при закреплении темы «Антивирусные программы» учащимся было предложено разобрать самостоятельно и познакомить одноклассников на уроке с работой антивирусных программ, установленных на домашних компьютерах. Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем.

Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.д. Например, при работе с дисками ученикам было дано задание определить, какое количество информации можно записать на гибкий магнитный диск, жесткий диск и CD-ROM диск. Выполнив задание, ученики пришли к выводу, что количество помещаемой на разные носители информации неодинаково. Учитель подтверждает правильность выводов, дает определения и организует дальнейшую работу учащихся с дисками.

Логическо-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений. После изучения темы «Системная среда Windows» учащимся были предложены такие логические задания: «В чем заключается различие понятий папка и файл», «В чем состоит различие между именем папки и именем файла», «Можно ли, не указывая путь к файлу, просмотреть его содержимое или запустить на выполнение (ответ обосновать)» и т.д.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Основные проблемы и недостатки применения мультимедиа в образовании
Общим недостатком большинства существующих мультимедийных средств обучения остается то, что после их разработки начинаются или продолжаются "исследования" сфер и придумываются все новые возможности их практического применения. Достаточно редкими являются случаи создания мультимедийных про ...

Из истории учета успеваемости в советской школе
Как отражение стремления к полной демократизации новой, советской школы, которая должна была покончить с муштрой и зубрежкой, которые господствовали в царской школе, в первых документах, провозгласивших основные принципы работы советской школы (“Положение о единой трудовой школе РСФСР”, и “Основные ...

Методические рекомендации по преподаванию вопросов, рассматриваемые по теме «Системы счисления»
Систему счисления можно рассмотреть как формальные языки, имеющие алфавиты и позволяющие не только именовать объекты, но и выполнять над ними арифметические операции по определенным правилам. Хотя понятие «система счисления» имеет прямое отношение к математической теории чисел, его изучают в школьн ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru