pedagogyreview
Разное по педагогике » Коррекция нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта » Развитие лексики у младших школьников с нормальным речевым развитием и сохранным интеллектом

Развитие лексики у младших школьников с нормальным речевым развитием и сохранным интеллектом

Страница 1

Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности, такую, которая несет определенную смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила и т.п.). Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слово обеспечивает содержание общения. Свободная устная (и письменная) речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.

Селиверстов В.И. дал такое определение словарному запасу: «словарь – это лексика, словарный запас языка, диалекта какой-либо социальной группы, словарный запас отдельного человека».

Для того чтобы раскрыть сущность и значение словарной работы с детьми, ее место в общей системе работы по развитию речи, рассмотрим слово, его характеристику и роль в языке и речи с различных точек зрения: лингвистической, физиологической и психологической.

Лингвисты считают, что главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Лексические значения – это сгустки человеческих знаний об определенных сторонах действительности, без их усвоения невозможно овладение речью как средством общения и орудием мышления.

Слово – основная единица языка. Оно является «представителем» одновременно всех компонентов языка – фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует какое-то явление действительности, т.е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме). В речи слово живет в определенном значении и соответствующем грамматическом оформлении, усваивать «просто слова», без их фонетической оболочки и грамматической формы невозможно.

Значение слова имеет сложное строение:

во-первых, в нем можно выделить предметную отнесенность, т.е. обозначение предмета, номинацию;

во-вторых, это система абстракций и обобщений, которая скрывается за словом, система связей и отношений, которая в нем выражается, т.е. его понятийная отнесенность.

Соотношение наглядных образных компонентов слова с абстрактными или обобщающими в разных словах разное. Человек пользуется словами, выбирая одно из возможных значений.

Различают несколько степеней обобщения слов по смыслу:

нулевая степень обобщения – имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, мячик, машина).

первая степень обобщения – имя нарицательное, т.е. общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Называние мячом любой шаровидный упругий предмет, независимо от цвета, размера и материала, понимание лексического значения слова мяч.

вторая степень обобщения:

слова, обозначающие родовые понятия: мебель (это и стул, и стол, и шкаф); игрушки (это и мяч, и кукла, и кубик) и т.д.

названия действий, признаков передаются обобщенно в форме имени существительного: хождение, плавание, бег, краснота.

третья степень обобщения – слова, обозначающие родовые понятия для слов второй степени обобщения: растения – это деревья, травы, лишайники; вещи – это игрушки, посуда, мебель и т.д.

четвертая степень обобщения – слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, действие, состояние, признак, качество, количество, отношение.

С физиологической точки зрения «слово является универсальным средством сигнализации, которое может заменить все возможные для человека раздражители». Усвоение слова представляет собой образование временной нервной связи между ним и образом объекта реального мира. Слово только тогда становится заменителем реального предмета, когда в его основе есть конкретные представления.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко
А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании» говорил – воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и ка ...

Лирическое отступление как внесюжетный элемент
Высказывания автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень важны для понимания идеи произведения. Лирические отступления позволяют обратиться к читателям со страниц повести или романа непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей. При помощи авторских отступлений писате ...

Методические аспекты применения мультимедиа-технологий на уроках информатики в 9 классе
Использование современных мультимедиа-технологий и специализированных средств обучения, основанных на разнотипной информации, не может дать должного эффекта в системе общего среднего образования без формирования соответствующей готовности у педагогов. Современный учитель должен обладать всеми знани ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru