pedagogyreview
Разное по педагогике » Коррекция нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта » Развитие лексики у младших школьников с нормальным речевым развитием и сохранным интеллектом

Развитие лексики у младших школьников с нормальным речевым развитием и сохранным интеллектом

Страница 2

С психологической точки зрения значение слова есть «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления». Обобщение и значение слова суть синонимы. Именно в значении слова завязан узел того единства, которое мы называем речевым мышлением».

Усваиваемые детьми слова распадаются на два разряда.

Первый из них, который называют активным запасом слов, входят те слова, «которые ребенок не только понимает, но и активно, сознательно, при всяком подходящем случае вставляет в свою речь».

В.И.Селиверстов дает следующую формулировку активному словарю: «словарь активный – активный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретным человеком; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и т.д.»

Второй разряд, т.е. пассивный запас слов, В.И.Селиверстов описывает так «словарь пассивный – пассивный запас слов отдельного носителя языка – часть словарного состава языка, понятная конкретному человеку; зависит от возраста, психического развития, образования, социальной среды и т.д.»

С экспрессивно-стилистической точки зрения лексическая система ребенка представлена в виде общеупотребительной (стилистически нейтральной) и эмоционально-экспрессивной лексики.

К общеупотребительной лексике относятся разряды слов, служащие названиями основных понятий, предметов, явлений. Например: дом, ветер, белый, ходить, читать и др. Этот лексический пласт представляет собой обычные названия явлений окружающей нас действительности, которые являются основными в повседневной языковой практике.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения ребенка к тому или иному предмету высказывания, к той или иной ситуации, а также является средством выражения его личных чувств, эмоциональных переживаний (доброта, печаль, злость, выигрывать, радоваться, смелый, добрый, умный, хитрый, капризный и др.). Это особый пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации между детьми, наиболее ярко выражает симпатии и антипатии детей.

Традиционно к сфере эмоциональной лексики принято относить:

слова, выражающие чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.

слова-оценки, квалифицирующие вещь, предмет, явление или с положительной, или с отрицательной стороны.

слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается не лексически, а грамматически, т.е. особыми суффиксами и префиксами.

Итак, слово – основная единица речи, от богатства и мобильности словаря личности зависит качество речи и успешность общения. С точки зрения механизмов речи перед школьниками стоят две задачи:

а) задача количественного накопления в памяти каждого индивида с пониманием всех оттенков значения слов, их экспрессивных окрасок;

б) задача активности, готовности словаря в речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включения их в предложения и текст в прямом и переносном значении.

Рассмотрим формирование речевой деятельности ребенка, начиная с раннего возраста.

Самые первые слова у ребенка обычно появляются к году. Эти слова (чаще всего мама, папа, баба) представляют собой слова-предложения, выражающие целую мысль. При помощи одного и того же слова ребенок может высказывать и какую-то жалобу, и просьбу дать ему игрушку, «взять на ручки», и т.п. В дальнейшем у ребенка появляются все новые и новые слова, которые он постепенно начинает связывать между собой, пытаясь строить из них элементарные предложения.

Накопление словарного запаса у ребенка неразрывно связано с овладением речевыми звуками и грамматическим строем речи. А поскольку многие речевые звуки у него еще отсутствуют, то и усвоенные слова он произносит неправильно, искаженно («афета» вместо конфета, «кука» вместо кукла, «пать» вместо спать и т п.). До определенного возраста это вполне нормально и не должно вызывать у родителей тревоги, потому что по мере постепенного овладения речевыми звуками структура произносимых ребенком слов все более и более уточняется и приближается к норме. Полностью правильным звукопроизношением ребенок овладевает только к 5-6 годам.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru