pedagogyreview
Разное по педагогике » Коррекция нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта » Организация и методика изучения словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта

Организация и методика изучения словарного запаса младших школьников с нарушением интеллекта

Страница 2

6. Понимание пространственных наречий (ребенок по команде выполняет задание)

Задание: подними руку вверх, отведи в сторону, опусти вниз, повернись влево, вправо.

Для обследование понимания предложений дети выполнили 6 групп заданий.

Выполнение 2-3х действий в одной просьбе.

Задание: а) открой дверь и выключи свет; б) достань книгу из шкафа, положи ее на стол, а сам садись на стул;

2. Понимание инверсионных конструкций.

Задание: а) определи, что сделано раньше: «я умылся после того, как сделал зарядку»; б) определи кто приехал: «Петю встретил Миша».

3. Выбор наиболее подходящего по смыслу слова

Задание: подбери слово по смыслу «Утром к дому прилетела (стая, стайка, стадо) воробьев».

4. Исправь предложение: «Коза принесла корм девочке»

5. Выбери, какое предложение правильное: «Слон больше мухи», «Муха

больше слона», «Взошло солнце, потому что стало тепло», «Стало тепло, потому что взошло солнце»

6. Закончи предложение: «Перелетные птицы улетели в теплые края, потому что …».

Обследованию понимания грамматических форм речи мы уделили особо

пристальное внимание, предложив детям выполнить 11 заданий.

1. Понимание логико-грамматических отношений

Задание: а) покажи, где хозяйка собаки (ребенку предлагают 2 картинки - где девочка с собакой и собака); б) покажи, где владелец велосипеда (ребенку предлагают 2 картинки - мальчик с велосипедом и велосипед);

2. Понимание отношений, выраженные предлогами

Задание: покажи, на какой картинке птичка сидит на клетке, под клеткой, около клетки, перед клеткой, за клеткой, в клетке;

3. Понимание падежных окончаний существительного.

Задание: покажи линейку ручкой, карандашом ручку;

4. Понимание форм единственного и множественного числа существительных.

Задание: покажи, на какой картинке нарисован шар, а не какой - шары, тетрадь - тетради, машина – машины;

5. Понимание числа прилагательных.

Задание: покажи, о какой картинке говорят: «Зеленый?», «Зеленые?» (ребенку показывают картинку, на которой изображены один флаг и много флагов зеленого цвета);

Понимание рода прилагательных.

Задание: покажи красное, красный, красная (ребенку предлагаются картинки, на которых изображены красное яблоко, красный шар и красная морковь);

Понимание единственного и множественного числа глаголов.

Задание: покажи, где сидит, сидят (ребенку предлагаются картинки, на которых одно и то же действие совершается то одним, то несколькими лицами «на скамейке сидит девочка», «На скамейке сидят девочки»).

Понимание формы мужского и женского рода глаголов в прошедшем времени

Задание: ребенку объясняется, что мальчика и девочку могут звать одинаково. Например, Саша. Покажи, на какой картинке Саша ел, читала, мыл посуду, вытирала пыль.

Понимание префиксальных изменений глагольных форм.

Задание: покажи, на какой картинке мальчик входит, выходит; на какой картинке дверь закрыта, открыта; на какой картинке девочка наливает, выливает.

Понимание глаголов совершенного и несовершенного видов.

Задание: покажи, на какой картинке девочка моет руки, на какой вымыла; на какой картинке снимает куртку, на какой сняла.

Понимание залоговых отношений.

Задание: покажи, на какой картинке девочка одевается, а на какой ее

одевают, где мальчик умывается, а где его умывают.

Результаты диагностики были оформлены в протоколы обследования понимания речи на каждого ребенка (приложение 1).

Сводные данные результатов диагностики приведены в таблице 1

Для проведения диагностики «Обследование активного словаря» мы подготовили 17 заданий, которые объединили в следующие группы:

слова, обозначающие предметы (5 заданий);

название признаков предметов (2 задания);

названия действий людей и животных (4 задания)

название времен года, их последовательности, признаков (3 задания)

слова с противоположным значением (1 задание, с разными словами)

слова – синонимы (1 задание, с разными словами)

однокоренные слова (1 задание, с разными словами)

Так, диагностируя умения детей правильно называть предметы, были предложены следующие задания:

а) назвать предметы, изображенные на картинках, соотнеся их с обобщающим словом: одежда, фрукты, овощи, транспорт, мебель, посуда (по 3 картинки на каждое обобщающее слово);

б) дополнить тематический ряд слов: морковь, помидор, лук…; яблоко, лимон, апельсин….; стол, диван, шкаф…; тарелка, кастрюля, чашка…;

в) назвать:

- как называют помещение, где читают, выдают и получают книги? (по описанию),

- кто косой, слабый, трусливый? (по признакам),

- что светит, сияет, греет? (по действиям);

г) назвать детенышей кошки, собаки, козы, лошади, курицы;

д) найти общее название:

- стол – мебель, а чашка – (это что?),

- сапоги – обувь, а шуба – (это что?),

- помидор – овощ, а яблоко – (это что?);

Для диагностики навыков называния признаков предметов были даны задания:

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Система упражнений по расширению словарного запаса учащихся при обучении монологической речи в 8 классе
В обучении английскому языку важное место занимает комплекс упражнений на активное восприятие, на выполнение приказаний разработанных английским методистом Г.Пальмером. Сущность этих упражнений заключается в том, что ученик, воспринимая речь, определенным образом реагирует на ее смысловое содержани ...

Деятельность: структура, функции, виды. Учебная деятельность
Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности в ходе, которого происходит достижения субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. Роль деятельности в развитии личности. Важнейшую роль в развитии личности и ...

Понятие «мышление», его сущностные характеристики
Жизнь человека ставит перед ним острые, неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, непонятного, скрытного. Следовательно, нужно – более глубокое понимание мира, открытия в нем все ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru