pedagogyreview
Разное по педагогике » Разработка сценария обучающей программы » Психологические методы усвоения знаний, лежащие в основе обучающих программ

Психологические методы усвоения знаний, лежащие в основе обучающих программ

Страница 2

Ассоциативно-рефлекторная теория усвоения. Ассоциацию в данной теории определяют как связь между психическими явлениями, при наличии которой актуализация одного явления вызывает появление другого. Таким образом, обучение в ассоциативно-рефлекторной теории трактуется как установление связей между различными элементами знания. Связи принято делить на внешние и внутренние. Внешние связи дают чисто механическое заучивание. Например, правило для запоминания цветового спектра: "Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан". Внутренние же, логические связи позволяют из одних элементов знания получать (выводить) другие элементы.

Необходимыми условиями для применения ассоциативно-рефлекторной теории усвоения являются наличие у обучаемых определенного фундамента знаний и владение ими логическими операциями, позволяющими связывать между собой ранее изученные и новые элементы знания. Методику ассоциативно-рефлекторного обучения можно представить в виде схемы из шести следующих этапов:

Актуализация ранее усвоенных элементов знания (контроль, напоминание).

Установление связей между ранее усвоенными и новыми элементами знания.

Фиксация и осмысление новых элементов знания.

Закрепление новых знаний.

Обобщение ранее усвоенных и новых элементов знания в единую систему.

Закрепление обобщенного знания.

При конкретной реализации этой схемы в глобальном сценарии учебной работы с обучающей программой локальные сценарии каждого этапа могут быть построены на основе универсальной бихевиористской формулы.

Теория поэтапного формирования умственных действий. Основы этой теории были заложены П.Я. Гальпериным и в дальнейшем были развиты в работах Н.Ф. Талызиной и других его последователей. В соответствии с этой теорией процесс обучения целесообразно планировать в виде схемы, состоящей из шести следующих этапов:

Создание мотивации для изучения учебного материала.

Формирование ориентировочной основы деятельности, например, изучение общей структуры учебного материала.

Материальная или материализованная форма деятельности. На этом этапе организуется учебная деятельность непосредственно с изучаемыми материальными объектами или с их заменителями: макетами, чертежами, схемами и т.п.

Абстрагированная от материальных объектов внешнеречевая деятельность. Это может быть не только проговаривание вслух, но письмо.

Абстрагированная деятельность, протекающая в форме внутренней речи (внешняя речь про себя).

Учебная деятельность, протекающая в абстрагированной свернутой, умственной форме.

Концепция алгоритмизации. Основная сфера применения этой теории усвоения - изучение алгоритмов решения задач. Технологическая схема учебной работы по этой теории состоит из пяти этапов.

Осознание области применения усваиваемых способов.

Ознакомление с алгоритмом решения задачи в целом.

Учебная деятельность по алгоритму с внешней опорой (алгоритм перед глазами).

Учебная деятельность по алгоритму с эпизодической внешней опорой (алгоритма перед глазами нет, но есть возможность заглянуть в его описание).

Учебная деятельность по алгоритму без внешней опоры.

Страницы: 1 2 

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru