pedagogyreview
Разное по педагогике » Социально-психологические факторы и условия, влияющие на процесс речевого развития детей дошкольного возраста » Речь и развитие речевых процессов

Речь и развитие речевых процессов

Страница 4

По данным Н.А. Рыбникова, Н.А. Менчинской, А.Н. Гвоздева, за период от 1 г. 6 мес. до 2 л. 6 мес. количество существительных вырастает в 4 раза, глаголов – в 8 раз, прилагательных– в 5–6 раз. Все авторы отмечают при этом большие индивидуальные различия как в объеме словаря на каждом возрастном этапе, так и в темпе его приобретения и широте использования разными детьми.

Ребенок преддошкольного возраста овладевает элементами грамматического строя родного языка.

По мнению В. Штерна, когда ребенок (1 г. 6 мес. – 1 г. 8 мес.) произносит лишь одно какое-нибудь слово (например, «стул», «мама», «киса»), он выражает в нем целое предложение типа «Мама, посади меня на стул». Поэтому В. Штерн и назвал такие слова однословными предложениями. Однако такое объяснение основано на ошибочном понимании отношений мышления и речи, на предположении, что оба эти процесса развиваются независимо друг от друга. Штерн ошибочно допускает, что маленький ребенок, еще не владея речью, может иметь уже заранее оформленную мысль.

Освоение грамматического строя языка требует изменения окончания слов в предложении и введения соединительных слов (в русском языке). По данным Н.А. Рыбникова, такие предложения появляются у детей в период от 1 г. 3 мес. до 1 г. 9 мес. Специальные исследования этого вопроса (А.Н. Гвоздев, Ф.А: Сохин, Н.П. Серебренникова, М.И. Попова) показали, что процесс освоения ребенком грамматического строя языка имеет определенные закономерности:

1. Внимание ребенка к структуре простого предложения, т.е. к грамматическому строю языка, может быть вызвано после того, как он уже овладел некоторым запасом слов (около 60–70).

2. Освоение ребенком первоначальных грамматических форм, а именно согласования слов в предложении, совершается по общим законам выработки динамического стереотипа. Ребенок усваивает их, слушая и повторяя одни и те же грамматические структуры, которые обозначают однородные отношения, существующие между разными предметами в определенной жизненной ситуации. Ведь в каждой грамматической форме отражены определенные отношения между предметами или отношение человека к предмету. Творительный падеж обозначает «орудийные» отношения, родительный – отношения принадлежности и т.д. Поэтому освоение различных грамматических форм требует от ребенка, прежде всего отвлечения отношений, существующих между разными предметами, и их обобщения. В данном случае «отношение и действует как раздражитель» (И.П. Павлов). Но и в дошкольном возрасте недостаточно лишь многократно воспроизводить согласования слов, слышимые в речи взрослых. В специальных дидактических играх и на речевых занятиях (О.И. Соловьева, М.Я. Покровская, Н.П. Серебренникова) дети осваивают основы грамматического строя родного языка.

3. Усвоенные детьми грамматические формы длительное время остаются подчиненными конкретной ситуации.

4. Освоение грамматики языка в еще более значительной степени, чем освоение словаря, связано с общим развитием ребенка: расширением умственного кругозора, развитием самостоятельности. Поэтому организация содержательной жизни и разнообразных форм деятельности и общения детей со взрослыми заметно влияет па развитие их речи: обогащается словарь, усваиваются начальные грамматические формы.

Значение речи

Освоение речи детьми в период от 1 года 6 месяцев до 3 лет вносит важные изменения во взаимоотношения ребенка с окружающим миром, меняет его позицию среди людей и отношение к самому себе. Значение речи очень велико.

1. Слово как обозначение чего-то служит средством выделения, вычленения предметов, их признаков, действий или связей, Вычленять (анализировать) явления путем словесного обозначения быстрее, легче и намного прочнее, чем вычленять те же явления на основе образования обычных условнорефлекторных (первосигнальных) связей.

2. Слово как обобщение служит средством объединения многих предметов в группы, категории (синтез). Отвлекаясь от мелких, второстепенных, признаков (порой достаточно ярких, броских, например, от цвета предмета), ребенок учится выделять и объединять разные явления на основе общности их существенных признаков. В двухлетнем возрасте он подбирает матрешки к матрешкам, шарики к шарикам и даже незнакомые тела – конусы – объединяет в одну группу. Его восприятие становится категориальным.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно

Типы сказок
По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но обычно исследователи выделяют три: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые (сатирические). 1. Сказки о животных. Маленьких детей, как правило, привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых действуют ...

Разработка личностно – ориентированного урока
Применяя имеющиеся материалы (см. Приложения) можно построить урок, ориентируясь на ценности лично – ориентированного обучения. Изучаем norton commander Тема Norton Commander изучается после знакомства с темой MS Dos. К этому времени учащимся известны понятие файла, операционной систе­мы MS Dos, он ...

Восприятие картины как психолого-педагогическая проблема
Восприятие - определенная ступень чувственного познавательного процесса – отражение человеком и животными предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств, в виде целостных чувственных образов. Генезис восприятия тесно связан с развитием наглядно-образного мышления, совершенствованием ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru