pedagogyreview
Разное по педагогике » Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Преодоление сложных педагогических ситуаций в процессе взаимодействия педагога и родителей при обучении и воспитании детей раннего возраста

Страница 3

Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания семьи, но родители ставят перед ним многочисленные ограничения, запреты, злоупотребляют контролем. Последствиями такого воспитания является формирование у ребенка таких качеств личности, как зависимость от окружающих, отсутствие самозащиты, скрупулезное придерживание всех правил, излишняя уступчивость.

Эмоциональное отвержение ребенка. Воспитание по типу Золушки, чрезмерное реагирование со стороны родителей на незначительные нарушения поведения, игнорирование потребностей малыша. Это приводит, естественно, к невротическим расстройствам.

Гипертрофированная моральная ответственность родителей за ребенка перед окружающими. Высокие требования, недостаточное внимание к состоянию ребенка, частое использование наказаний. Как правило, у таких родителей ребенок всегда неправ. Поэтому у него появляется нерешительность в общении со сверстниками, склонность к ссорам, самоагрессия, гипертрофированное чувство вины перед всеми.

Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен сам себе, родители его не контролируют, не интересуются им. Поэтому для ребенка характерны неустойчивый тип поведения, слабая воля.

Педагогу и психологу приходится иметь дело с разными семьями. Деление семей на благополучные и неблагополучные неправомерно, так как нет четких критериев их определения. Благополучие в семье связано с ее системой ценностей, с тем, к чему семья стремится, на какой основе складывается ее образ жизни. О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова предлагают следующую систематизацию семьи с более широким диапазоном критериев без противопоставления одних семей другим.

Гармоничные семьи:

-педагогически талантливые семьи;

-семьи, требующие лишь редких консультаций, периодической помощи, поддержки и одобрения.

Проблемные семьи:

- семьи, требующие длительной помощи в разрешении конфликтов или неуспехов детей; семьи в кризисных ситуациях (болезнь родителей, развод);

- семьи, требующие практически постоянного контроля и помощи или обеспечения психологической и социальной защиты ребенка: антипедагогические, аморальные, асоциальные.

Изучая семью, педагог пользуется такими методами, как наблюдение, анкетирование, беседа. В повседневной практике эти методы взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Важно, чтобы наблюдение предваряло беседу. Наблюдение способствует выявлению типичных взаимоотношений между взрослым и ребенком (характер общения, воздействия). Оно помогает найти способы общения взрослого с ребенком, взрослых между собой (родитель, воспитатель).

Воспитатель наблюдает, как ребенок общается с родителями, наблюдает игры малыша, в которых отражаются семейные взаимоотношения, его поведение в разнообразных ситуациях взаимодействия с окружающим.

Данные наблюдения важно проанализировать со следующих позиций: структура семьи, лидеры семейного воспитания, влияние взрослых на ребенка, методы воздействия, содержание и характер общения с ребенком. Все эти данные могут использоваться в решении педагогических ситуаций, характеризующих состояние современной семьи.

Педагоги и психологи (Л.И. Божович, О.Л. Зверева, А.Н. Ганичева, Е.В. Зворыгина и др.) отмечают, что современные семьи весьма разнообразны, но наряду с этим выделяют следующие общие тенденции:

- изменяется структура семьи. Чаще семья состоит из 2 поколений - родители и дети. Растет число неполных семей (один из родителей отсутствует), число семей с одним ребенком. Бабушки и дедушки, как правило, живут отдельно, а это не дает возможности родителям пользоваться опытом предыдущего поколения;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru