Основными причинами проявлений детской агрессивности являются:
- стремление привлечь к себе внимание сверстников;
- стремление получить желанный результат;
- стремление быть главным;
- защита и месть;
- желание ущемить достоинство другого человека с целью подчеркнуть своё превосходство.
У детей, как и у взрослых существует две формы проявления агрессии: недеструктивная агрессивность и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребёнка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя
Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребёнка. Деструктивность агрессии дети начинают чувствовать уже в раннем возрасте и стараются управлять ею. Однако у некоторых детей она, вероятно, запрограммирована биологически и проявляется с первых дней жизни: её простейшим выражением являются реакции ярости и гнева. Генетически агрессивность связана с Ỳ- хромосомами: учёные установили, что она особенно присуща мальчикам.
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции;
-- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку;
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Таблица 1. Классификация видов агрессии
Разделение по направленности на объект. |
Гетероагрессия - направленность на окружающих - убийство, изнасилование, побои, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. |
Аутоагрессия – направлена на себя: самоуничтожение, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. |
Разделение по причине появления. |
Реактивная агрессия – ответная реакция на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) |
Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, под влиянием каких- то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях. |
Разделение по целенаправленности. |
Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата. |
Целевая (мотивированная) агрессия – выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту. |
Разделение по открытости проявлений. |
Прямая агрессия – направляется на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. |
Косвенная агрессия – обращена на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение, но более удобные для проявления агрессии (доступны и безопасны). Например: отец срывает злость на всей семье, придя, домой с работы не в духе. |
Разделение по форме проявлений. |
Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. |
Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой. Интонацией голоса и пр. Физическая – прямое применение морального и физического ущерба противнику. |
И.А. Фурманов делит агрессивное поведение на две формы:
А. Социализированная.
Дети используют агрессию для привлечения внимания. Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнёров они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессия носит непроизвольный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными.
Это интересно
Психологическая характеристика тревожности
В данном параграфе будут рассмотрены основные взгляды на тревожность, ее причины и проявления. Мы считаем, что невозможно говорить о детской тревожности, не рассмотрев само понятие «тревожность». Понятие тревожности часто упоминается во многих психологических теориях с тех пор, как Фрейд (1927) пер ...
Эмпирическое исследование эффективности
профориентационной работы с выпускниками ССУЗов
Исследование проводилось на базе техникума железнодорожного транспорта. В исследовании участвовали выпускники Волховского колледжа транспортного строительства по специальности: техническая эксплуатация подъемно-транспортных, дорожных машин и оборудования, 40 человек в возрасте 18–20 лет. Диагностик ...
Лирическое отступление как внесюжетный элемент
Высказывания автора хотя и являются внесюжетным элементом, но очень важны для понимания идеи произведения. Лирические отступления позволяют обратиться к читателям со страниц повести или романа непосредственно, а не от лица кого-либо из действующих персонажей. При помощи авторских отступлений писате ...