pedagogyreview
Разное по педагогике » Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта » Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта

Особенности агрессивного поведения подростков с нарушением интеллекта

Страница 1

Умственно – отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своём развитии от нормы. Они составляют около 2,5% от всей общей детской популяции. Преобладающее большинство умственно - отсталых детей составляют те, у которых умственная отсталость возникла вследствие органических поражений, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозговых систем. В период до развития речи (от 2-3 лет). Это дети - олигофрены (от греч. малоумный). При несложной форме умственной отсталости ребёнок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально - волевая сфера относительно сохранена. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально - волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребёнку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности. У подростков с нарушениями интеллекта имеются существенные отклонения в личностных проявлениях. У них отмечается слабость развития волевых процессов. Эти дети часто бывают, безынициативны, несамостоятельны, импульсивны, им трудно противостоять воле другого человека. Вместе с тем некоторые дети могут проявить настойчивость и целеустремлённость, прибегая к элементарным хитростям, стремясь добиться нужного результата. Им свойственна эмоциональная незрелость, недостаточная дифференцированность и нестабильность чувств, ограниченность диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Самооценка и уровень притязаний олигофренов чаще всего неадекватны. Дети склонны переоценивать свои возможности .

Неумение контролировать свои эмоции, управлять гневом и правильно общаться с людьми приводит к ярким вспышкам агрессии к окружающим ребёнка людям (педагогам, воспитателям, сверстникам) в школе – интернате и за его пределами. Есть дети, которые имеют психическое заболевание на фоне умственной отсталости. Такие дети становятся в своей агрессии очень опасны. Они могут причинить вред здоровью окружающих в данный момент, используя любой предмет под руками, царапаться, кусаться, кричать. В этот момент от учителя или взрослого, оказавшегося рядом, требуется огромное терпение и опыт. Важно знать и уметь, как вывести ребёнка из создавшейся ситуации так, чтобы он успокоился и перестал причинять вред жизни и здоровью других людей. В этом заметную помощь ему могут оказать службы, созданные в школе и позволяющие определить характер агрессии ребёнка, причины её вызывающие и наметить те коррекционные мероприятия, которые помогут ребёнку контролировать свою агрессию и позволят управлять ею сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно. Это, прежде всего: психологическая и медицинская службы.

Агрессивное поведение подростков представляет собой более или менее удачные попытки противостоять трудностям и проблемам, особенно касающимся угрозы безопасности собственному «Я». Подросток ведёт себя агрессивно, стремясь восстановить душевное равновесие в доступных границах, в определённой среде и в конкретный жизненный момент. Тем самым он пытается найти компромисс между своими стремлениями и объективными возможностями их реализации, что часто приводит к непонятным для окружающих формам асоциального поведения.

Злоупотребление приказами и запретами, психологическое давление на учеников, нежелание выслушать их мнение и навязывание своего не проходит бесследно. От учителей требуются участие, душевный такт, установка на одобрение, эмпатию, искренность, способность прийти к соглашению с подростком.

Объектами агрессии часто бывают несмелые, слабо развитые дети. Опасными бывают ссоры между старшими и младшими учениками. Скрытым источником агрессии подростков являются неформальные группы деструктивного характера, цель которых – запугивание и террор по отношению к более слабым. Агрессивность может быть признаком некоторых нервных и умственных расстройств, психопатии, заболеваний нервной системы.

Одним из ситуационных факторов выступают конфликты со сверстниками: у мальчиков – за лидерство, физическое превосходство, у девочек – из-за представителя противоположного пола.

Агрессивному поведению способствует отсутствие опёки со стороны родителей, алкоголизм у членов семьи, практикуемое насилие по отношению к ребёнку или слишком либеральное отношение к нему. Согласно статистике, в России родители ежегодно избивают до 2 миллионов детей до 14 лет. Ежегодно около 9 тысяч человек лишаются родительских прав, так как пребывание в семье угрожает жизни детей.

Агрессивность подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворённости своим положением в обществе. На развитие агрессивности могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующих формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и т.п. Кроме того, агрессия, может быть, вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз. В подростковом возрасте могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Страницы: 1 2

Это интересно

Управление и его функции
Если обратиться к словарю В.И. Даля, то можно выяснить, что слово «управление» произошло от глаголов «править», «справляться» и означает «давать ход, направление, заставлять идти правильным, нужным путем, распоряжаться, заведовать, делать что-то хорошее, исправно, ладно». Изучая современную литерат ...

Группа как социально – психологический феномен
Понятие группы. Виды (классификация) групп. Большие и малые социальные группы. Определение малой группы и её границы. Классификация малых групп. Стили лидерства. Процесс принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности. Стадии и уровни развития группы. Социометрическое направление ...

Анализ деятельности педагогических советов за год
С целью разработки алгоритма подготовки и проведения педсоветов; составления рекомендаций для управленцев дошкольных учреждений по подготовке и проведению педсоветов, был проведен анализ деятельности педагогических советов в дошкольных учреждениях за год. Для достижения поставленной цели определены ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru