Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Поведение подростков по своей специфике, является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков некоторые учёные объясняют так:
общение со сверстниками - очень важный канал информации; по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые.
это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права.
это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.
Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную.
Интимно-личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты".
Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они".
Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел - "я" и "общество".
Исследования, проведённые Д.И. Фельдштейном, показывают, что потребность подростка в интимно-личностном общении в основном удовлетворяются (31% и 34%), потребность в социально-ориентированном общении остаётся неудовлетворённой в 38,5% случаев, что обуславливает преобладание стихийно-группового общения (56%), хотя потребность в данной форме выражена в минимальном количестве.
Каждый из видов досуговой деятельности может быть использован для самоорганизации или организации досуга подростка. Иногда досуг подростка выходит на первое место в его жизнь. Поэтому очень важно в этот период заполнить свободное время подростка.
Направления и формы деятельности с учащимися:
- научно-познавательная деятельность:
Научно-исследовательская конференция
Интеллектуальный марафон
Эрудит-марафон
Предметные олимпиады
Научное общество "Эврика"
Предметные кружки
- художественно - эстетическая деятельность:
Фестиваль искусств
Фабрика звёзд
Конкурсы
Ярмарки
Кружки по интересам
Выставки прикладного творчества
- патриотическое направление:
Военно-спортивная игра "Зарница"
Экскурсии по родному краю
Классные часы
Социальные проекты
Встречи с ветеранами
- спортивно-оздоровительное направление:
Спортивная игра "Муравейник"
Пришкольный лагерь "Солнечный"
Соревнования
Секции
Это интересно
Формы контроля
Формы контроля заслуживают отдельного от видов контроля внимания. У Фоменко Т.М. формы контроля это «способы деятельности учителя и учащихся, в ходе которых выявляется овладение учащимися требуемыми знаниями, навыками и умениями». В обучении иностранным языкам в зависимости от вида и целей контроля ...
Система творческих заданий как средство развития творческих способностей
младших школьников
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания - задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда ...
Методические рекомендации родителям по профилактике компьютерной
зависимости у подростков
Часто причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков становятся неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать подростка и помочь ему разобраться с возникшими проблемами. Абсолютно неправильно критиковать подростка, пров ...