pedagogyreview
Разное по педагогике » Разработка системы управления конфликтами в образовательном учреждении » Организация и проведение диагностического исследования

Организация и проведение диагностического исследования

Страница 1

В исследовании приняли участие - в гр. Ит-01 - 29 человек, ИТ-02 - 22 человека, ИТ-03 - 19 человек. При сравнении данных исследования учащиеся гр. ИТ-01 и ИТ-02 являются контрольными группами, учащиеся гр. ИТ-03 - экспериментальной группой.

Цель исследования: изучение динамики взаимоотношений учащихся с преподавателями, куратором, директором школы.

Использованные методики:

1. Методика "Изучение отношения к учению и к учебным предметам"

Методика разработана Г.Н. Казанцевой и предназначена для качественного анализа причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения.

2. "Неоконченные предложения" - для изучения отношений в системе "учитель - ученик", модифицирован автором.

Анализ полученных результатов.

Все полученные данные по группам сведены в таблицы.

Основные выводы.

Выбор любимых предметов по классам существенно отличается.

Если в гр. ИТ-01 ребята больше отдают предпочтение предметам, требующим интеллектуального напряжения, целенаправленности, предполагающие развитие не конкретных навыков, а обобщенных систематических знаний и представлений (алгебра, литература, история), то в гр. ИТ-02 и гр. ИТ-03 выбирают такие предметы как физкультура, труд.

Среди нелюбимых предметов обращает на себя внимание выбор всеми классами предмета химии, что позволяет предположить неблагополучие в отношениях с самим педагогом, а не только трудное усвоение самого предмета.

Отношение к предметам учащиеся всех групп объясняют, с одной стороны тем, что предмет интересен (неинтересен), что свидетельствует о развитости учебно-познавательного мотива, с другой стороны тем, что нравится или не нравится, как преподает и интересно (не интересно) объясняет учитель, это подчеркивает важность эмоциональных отношений, фиксированность на личности педагога.

Такие результаты позволяют предположить определенную инфантильность учащихся, построение взаимоотношений в эмоционально-оценочном контексте. Лишь немногие определяют свое отношение к предмету, исходя из его необходимости для будущей работы, жизни (широкий социальный мотив), для поступления в ВУЗ, развития общей культуры (позиция долга и ответственности).

Личность взрослого, педагога на этом возрастном этапе осознается в новом качестве: партнера и друга, что предполагает равенство позиций. Если этого не происходит, то конфликтные отношения в системе "учитель - ученик" неизбежны.

Принципиальных отличий между группами в выборе утверждений по отношению к любимым предметам не выявлено. По отношению к нелюбимым предметам имеются некоторые отличия (см. таблицы 1,2). Так, например, в гр. ИТ-01 и гр. ИТ-02 1-2 места занимают такие утверждения как: "не нравится как преподает учитель", "предмет трудно усваивается", в то время как в гр. ИТ-03 на второе место выходит широкий социальный мотив "предмет не нужен для будущей работы" и не высказывается отрицательного отношения к преподаванию предмета. Это, конечно, может определяться не высокой социальной зрелостью детей и принятием ответственности за свое образование, а их практической направленностью.

Изучение взаимоотношений в системе "учитель-ученик" позволяет отметить следующее.

Учащиеся гр. ИТ-03 класса при ответах на предложение "Считаю, что большинство учителей…" чаще дают положительные утверждения, чем учащиеся контрольных групп (см. таблицу 3). Несмотря на общую положительную оценку своих педагогов, учащиеся гр. ИТ-03 отмечают, что в последнее время отношения с учителями ухудшились, в то время как учащиеся гр. ИТ-02 и гр. ИТ-01 никаких изменений не отмечают.

Отношения с директором все учащиеся определяют как нейтральные, при этом в гр. ИТ-03 классе наибольшее количество учащихся дают подобные ответы - 71,5%, в гр. ИТ-01 таких учащихся - 39,3%, в гр. ИТ-02 - 50,1%.

Таким образом, при изучении психолого-педагогического климата в системе отношений "учитель-ученик" большинство учащихся гр. ИТ-03 не отмечают негативного отношения к себе со стороны педагогов и директора школы, однако ситуативное ухудшение во взаимоотношениях ими наблюдается.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Сущность, задачи, функции виды и формы педагогических советов
Педагогический совет - место, где каждый член коллектива имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где даётся старт новым начинаниям и подводиться итог уже проделанной педагогическим коллективом работы. Педсовет создается в дошкольных учреждениях всех типов, независимо от вед ...

Педагогическое творчество как ведущая характеристика творческой личности учителя
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что некоторые исследователи считают ее "проблемой века". Современная философия определяет творчество как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество трактуется как со ...

Особенности организации досуга детей младшего школьного возраста
Досуг – «деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности». Важно понимать, что это не пустое вре ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru