Традиционные аналоговые обучающие издания: электронные тексты лекций, опорные конспекты, методические пособия для изучения теоретического материала и т.д.
Следующим видом учебной деятельности являются практические занятия - форма организации учебного процесса, направленная на закрепление теоретических знаний путем обсуждения первоисточников и решения конкретных задач, проходящее под руководством учителя. Использование информационных технологий требует изменения характера организации практических занятий и усиления их методической обеспеченности.
Практические занятия по решению задач могут быть проведены с помощью электронного задачника или базы данных, в которых собраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса. При этом электронный задачник может одновременно выполнять функции тренажера, т.к. с его помощью можно сформировать навыки решения типовых задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Лабораторные работы позволяют объединить теоретико-методологические знания и практические навыки учащихся в процессе научно-исследовательской деятельности. Лабораторная работа - форма организации учебного процесса, направленная на получение навыков практической деятельности путем работы с материальными объектами или моделями предметной области курса.
Внедрение в учебный процесс информационных технологий сопровождается увеличением объемов самостоятельной работы учеников. Это, в свою очередь, требует организации постоянной поддержки учебного процесса со стороны учителей. Важное место в системе поддержки занимает проведение консультаций, которые теперь усложняются с точки зрения дидактических целей: они сохраняются как самостоятельные формы организации учебного процесса, и, вместе с тем, оказываются включенными в другие формы учебной деятельности (лекции, практики, семинары, лабораторные практикумы и т.д.).
Это требует разработки специальных учебно-методических изданий вспомогательного (справочного) характера, с помощью которых учащиеся могли бы получать консультативную помощь. К их числу следует отнести мультимедийные издания: энциклопедии, словари, хрестоматии, справочники и т.п.
Внеаудиторная самостоятельная работа учеников относится к информационно-развивающим методам обучения, направленным на первичное овладение знаниями. Она включает в себя, как самостоятельную, так и исследовательскую работу, осуществляемую под руководством учителя.
Информационные технологии позволяют использовать, как основу для самостоятельной работы учеников не только печатную продукцию учебного или исследовательского характера, но и мультимедиа курсы, ресурсы сети Интернет - электронные базы данных, каталоги и фонды библиотек, архивов и т.д.
Педагогический контроль является одной из основных форм организации учебного процесса, поскольку позволяет осуществить проверку результатов учебно-познавательной деятельности учеников, педагогического мастерства учителя и качества созданной обучающей системы.
Практически все возможные виды контроля могут быть реализованы с помощью НИТ, позволяющих снять часть нагрузки с учителя и усилить эффективность и своевременность контроля.
В системе образования все более широко внедряются информационные технологии. Не смотря на то, что отношение к новому явлению в образовании не однозначно, хотя люди всегда настороженно относятся ко всему новому, большинство педагогов считают, что мультимедийные уроки, проводимые в системе, эффективны.
На современном этапе развития общества уделяется довольно большое внимание техническому оснащению учебного процесса. Школы насыщаются компьютерами и интерактивными досками, достаточно быстро осуществляется «интернетизация» образования.
Без налаженной системы обучения и переобучения учителей, разработки и внедрения программного и программно-методического обеспечения, причем именно системы, а не кустарно разработанных и произведенных в расчете на быструю прибыль или поставленную где надо галочку сомнительного качества продуктов, ─ все это останется дорогостоящими, неэффективными и быстро ломающимися игрушками.
Это интересно
Формы контроля знаний по русскому языку
Известно, что качество овладения учебным материалом, успешность формирования ведущих умений в области языка во многом определяются тем, насколько осознанно и прочно усвоены учащимися теоретические положения школьного курса в национальной школе. Достаточно отчетливо
проявляется указанный недостаток
...
Понятие «чувство»
Слово «чувство» заимствовано из старославянского. Слово «чути» встречается во многих славянских языках в значении слушать, чуять, понимать, чувствовать. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладаю ...
Современный урок
Современный - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека ...