pedagogyreview
Разное по педагогике » Творчество детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности » Разработка вопросов исследования проблемы творчества дошкольников в научно-педагогической литературе

Разработка вопросов исследования проблемы творчества дошкольников в научно-педагогической литературе

Страница 3

Г.С.Альтшуллер в своей «Теории развития творческой личности» рассматривает способность к творчеству не как талант, а как природу человека.

Он считает, что творчество - норма человеческого бытия. Творческие способности есть у всех, но творческий «генетический клад» сам по себе не откроется, пока не возникнет потребность у общества и не появится возможность реализации у личности. Творчество реализуется в интеллектуальной и духовной деятельности человека. Интеллект дает «новое слово», т. е. организованную по-новому информацию. Духовная деятельность есть «генерация мыслей». Поэтому необходимо на всех этапах становления личности стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность. Узкая специализация подавляет стимулы к творчеству. Необходимо универсальное образование, но не исключающее специального мастерства. Главное - не развитие способностей, а создание мотивации на творчество и овладение технологией творческого труда. Основным способом развития творческой личности является самосовершенствование. Роль внешней среды сводится к убеждению личности в естественности процесса творчества и обучения ему, в снабжении личности технологиями творческой работы .

О.В.Назаров полагает, что в психологическом аспекте творчество может рассматриваться как внутренне мотивированный процесс активного поиска личностью потенциальных возможностей гармоничного разрешения объективных и субъективных противоречий, обеспечиваемый непосредственным и опосредствованным отражением и выражением многогранности проявлений бытия с помощью различных средств.

Как отмечают Т.А.Барышева и Ю.А.Жигалов, рассмотренные теории и концепции, несмотря на ряд существенных открытий, обобщений и наблюдений, не являются исчерпывающими и полностью охватывающими проблему творчества. Исследователи ставят и разрабатывают проблему с позиций собственной методологии, на вполне определенном специфическом языке и, как правило, акцентируют внимание преимущественно на одном или нескольких ее аспектах.

В современной философской и психолого-педагогической литературе существует ряд подходов к изучению проблем творчества и развития творческих способностей личности. В философии раскрытием сущности творчества занимались Н.А.Бердяев, B.C.Библер, П.Л.Лавров, А.Г.Спиркин и другие; в психологии - Д.Б. Богоявленская, Л.С.Выготский, A.M.Матюшкин, В.А.Моляко, А.В.Петровский, Я.А.Пономарев и другие; в педагогике - В.И. Андреев, В.И.Загвязинский, М.И.Махмутов, П.И.Пидкасистый, А.В.Хуторской, B.C.Шубинский и многие другие.

Ученые-философы, рассматривая проблему творчества, исходят из признания человека его единственно возможным субъектом. Что же касается изменений, происходящих в природе, то назвать их творческим процессом ввиду отсутствия субъекта созидания нельзя. В природе мы наблюдаем процесс развития, а не творчества.

П.Л.Лавров отмечает новизну и уникальность результата творческого процесса, представляя творчество как «процесс образования форм». Там, где мысль, чувство, решимость находит свою форму, там присутствует творчество. А именно новые формы, по его мнению, и являют собой оригинальность, самостоятельность творчества. C.Библер отождествляет творческий процесс с культурой, определяя последнюю как «изобретение мира впервые», акцентируя, таким образом, особое внимание на новизне результата творчества.

Определяя творчество как «создание нового, которое неизбежно связано с отрицанием старого», А.Г.Спиркин отмечает такую характерную черту творческой работы мысли как разрешение противоречий. Что же касается структуры творчества, то она, с его точки зрения, вполне логична и представляет собой цепь логических операций, в которой одно звено закономерно следует за другим:

- постановка задачи;

- предвидение идеального конечного результата;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru