pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование милосердия у подростков » Историческое развитие понятия милосердие

Историческое развитие понятия милосердие

Страница 2

В эпоху становления буржуазного строя, после Великой французской революции обострилась борьба против "фальшивого христианского милосердия". Специальным декретом милостыня была объявлена проступком, поэтому всяческая благотворительная деятельность была запрещена.

На более поздних этапах развития буржуазного строя филантропия снова стала в почёте у буржуазии. Гусейнов А.А. рассматривает благотворительность как облагодетельствование униженных и оскорблённых буржуазией. По его мнению, буржуазия стремится за счёт благотворительности повысить свою самооценку. Сначала владельцы мануфактур лишают людей работы, а потом пытаются им помочь подаянием.

Мы согласны с мнением Гусейнова А.А., что такое проявление милосердия как благотворительность на данном этапе развития общества уничтожало человеческое достоинство бедных и превозносило достоинство богатых.

Во взаимоотношениях людей в эпоху буржуазного строя большое значение имело положение человека в обществе. Отношения высших классов между собой не носили оттенка гуманности, большую роль во взаимопомощи играли деньги. Альтруизм не был присущ людям того времени. Люди же низших сословий напротив проявляли заботу друг о друге и старались оказывать поддержку.

Можно сделать вывод, что на разных ступенях развития общества представления о гуманизме, милосердии менялись. Апогея гуманистическая мысль достигла в эпоху Возрождения. Некоторые стороны милосердия не затронуты в историческом анализе, не имеют временного аспекта. В наше время также идут споры по определению правильных взглядов на них.

Например, Шутова Г.А. считает, что люди двойственны по природе: и добра и зла в человеке поровну. Гусейнов А.А. утверждает, что людям свойственна врождённая доброта и отзывчивость, а Д.А.Ф. де Сад предполагает изначальную жестокость в человеке. Мы склоняемся к мнению Шутовой Г.А., так как на наш взгляд Гусейнов А.А. идеализирует человеческую натуру. Если бы в человеке заложено добро в большей степени, чем зло, то эгоистические наклонности, склонность к насилию отсутствовали бы в личности. Д.А.Ф. де Сад руководствуется мыслями о человеке как о животном, поэтому приписывает ему агрессивность.

Спорным вопросом является и объект проявления милосердия. Эрих Фромм выступает за то, что "нет достижения в том, чтобы любить человека одной с тобой крови. Любовь проявляется только тогда, когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях". Шутова Г.А. склоняется к тому, что сначала ребёнок должен полюбить своих родных, увидеть, что они о нём заботятся, а потом эта любовь перерастёт в любовь к людям и человечеству в целом. Фридрих Ницше призывает людей любить дальнего, а не ближнего, так как эта любовь (к дальнему) является источником духовного развития человека, а любовь к ближнему есть дурная любовь к самим себе".

Споры идут и по поводу того, какой категорией должна являться гуманность. Владимир Мономах считает её духовной категорией, Джон Локк - категорией права и государства (должна быть закреплена в законах), Иван Тимофеевич Фролов - категорией общественных отношений. Мы считаем, что, прежде всего милосердие является категорией духовной, но в то же время нельзя отрицать его общественную природу, так как человек воспитывается в обществе и усваивает его ценности. В правовом аспекте нормы гуманизма также нашли своё проявление: "право на честное имя", "право на свободу вероисповедания", поэтому ни одно из утверждений нами не отвергается.

Философы обсуждают мотивы совершения добрых поступков. Ницше одним из мотивов считает возвышение себя в собственных глазах. Смирнова Е.О. как мотив выделяет желание соответствовать моральной норме. Д.А.Ф. де Сад провозглашает реакцию общества на поступки мотивом проявления милосердия. Владимир Мономах утверждает, что мотивом является упование на царство божие. Сухомлинский В.А. доказывает, что мотивом совершения добрых поступков являются чувства человека. В данном случае нельзя утверждать, что вышеприведённые высказывания неверно характеризуют мотивацию, они выделяют различные мотивы, которые, зависят от уровня развитости милосердия. Педагогу необходимо стремиться к типу мотивации, который выделил Сухомлинский В.А., потому что если горе другого человека становится горем ребёнка, он никогда не откажется от помощи нуждающемуся.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Творческие способности женщины и мужчины
Генетики полагают, что мужчины являются носителями эволюционирующих признаков, а женщины – консервативных. Средние значения большинства признаков у мужчин выше, чем у женщин. Преобладание мужчин прослеживается во все культурно-исторические эпохи, особенно в таких сферах, как наука, искусство, полит ...

Общие требования к тестам
В заданиях теста не должно быть лишних слов, каждое задание должно содержать четкие и короткие инструкции, ответы должны быть короткими и содержательными. По форме тестовые задания можно разделить на следующие основные группы: - задание с выбором верного ответа (или несколько верных) из набора пред ...

Особенности обучения младших школьников
Психологические особенности младшего школьного возраста. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru