pedagogyreview
Разное по педагогике » Экспериментальные школьные системы обучения » Обучение по системе Л.В. Занкова

Обучение по системе Л.В. Занкова

Страница 2

Обучение должно проводиться быстрым темпом.

Этот принцип не предписывает пустого ускорения и гонки в изучении материала. Просто не надо «жевать жвачку», как писал Л.В. Занков, т.е. не надо топтаться на месте, пережёвывая уже давно понятый детьми материал. Этот принцип запрещает циклическую систему обучения, когда один и тот же материал изучается многократно. Занков был против простого повторения, а тем более уроков закрепления знаний. На каждом уроке должны воспроизводиться знания актуальные для открытия нового. Это значит, для того, чтобы решить новую задачу ребёнку необходимо вспомнить определённые знания, которые он приобрел раньше. Таким образом, знания, конечно же, повторяются, но обязательно в контексте познания нового. «Возвращение к пройденному есть в то же время значительный шаг вперёд». Принцип обучения в быстром темпе на каждом уроке предполагает дополнение старых знаний новыми с целью решения актуальных для личности задач. Это правило хорошо переносится во внешкольную жизнь человека: чтобы решить новую проблему, возникшую на пути, нужно обязательно подумать, что из уже известного и пережитого может помочь тебе, и что нужно для этого приобрести ещё. А ещё принцип обучения в быстром темпе говорит о том, что мотивы и интересы детей очень подвижны, значит, обучать надо быстро, пока у ребёнка не пропал интерес к познанию этого. Надо помнить, что когда жвачка становится безвкусной, жевать её не интересно. К сожалению, вкус жвачка теряет очень быстро.

Приоритет теоретических знаний.

Развитие предполагает изменение картины мира человека. Для каждого образа, запечатлённого в сознании ребёнка, должно быть найдено и закреплено определённое словесное выражение. Такое словесное выражение называется понятием. Этот словесный эквивалент становится знаком изучаемой вещи или явления, т.е. как только возникает это слово, тут же память воспроизводит связанный с ним предмет или явление. Понятие сохраняет в памяти человека все существенные свойства предмета, который обозначает. В процессе обучения происходит присвоение ребёнком понятий, он учится оперировать ими. Формирование словесно-логического мышления понималось Л.В. Занковым как основа общего развития человека, личности. Анализируя особенности современного начального обучения, он писал: «Начальная школа на протяжении последних десятилетий – это, прежде всего и главным образом школа, которая служит привитию навыков. Теоретические знания здесь сведены к минимуму. … Осмысление этих навыков учащимися пока что остаётся минимальным, а позиция соответствующих закономерностей языка, математических явлений откладывается до 5-ых и последующих классов».

Процесс обучения должен быть осознаваем детьми.

«Как связаны между собой усваиваемые знания, каковы разные стороны овладения правописанием или вычислительными операциями, каков механизм возникновения ошибок и их преодоления – эти и многие другие вопросы, относящиеся к процессу овладения знаниями и навыками, следует систематически делать объектом пристального внимания и находить их определённое решение».

Обучать всех, как сильных, так и слабых.

Система Л.В. Занкова – это универсальная педагогическая технология, а значит, эффективна для всех детей, у которых нет психических и интеллектуальных патологий. Принцип обучения в быстром темпе не должен реализовываться в ущерб детям, воспринимающим материал медленнее. В то же время нельзя тормозить тех детей, которые учатся быстрее. Принцип универсальности обучения предполагает дифференцированный подход к детям. Выполнение задачи обучения как сильных, так и слабых Л.В. Занков связывал с выявлением, формированием и рациональным использованием индивидуальных склонностей и способностей каждого ученика. Направленность педагогического процесса на личность конкретных детей – требование хорошо представленное в трудах Л.В. Занкова. Таким образом, его можно считать одним из основателей личностно-ориентированной парадигмы образования, признанной сегодня официальным направлением организации образования в России.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

История изучения проблемы эмоциональной сферы
История изучения эмоций в российской психологии пережила периоды взлёта и падения – большого интереса и фундаментальных трудов в конце 19 - начале 20 века и почти полного забвения проблемы внутреннего мира человека, игнорирования роли эмоциональных процессов. Ещё в 19 веке психиатр И. А. Сикорский ...

Использование игры на уроках иностранного языка
Психолого-педагогическая характеристика испытуемых Опытно-экспериментальная работа проводилось на базе Лингвистической гимназии №13, Нижегородского района, работа проводилась по предмету - иностранный язык в 5 «А» классе у учителя Крючковой Виктории Игоревны, которая имеет первую категорию и стаж р ...

Методы и средства формирования милосердия
Многие педагоги современности в своих работах уделяют большое внимание формированию милосердия (Макаренко А.С., Амонашвили Ш.А., Лихачев Д.С.), в литературе рассматривается многообразие методов и средств, направленных на реализацию данной задачи. Выделим основные из них, наиболее приемлемые, на наш ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru