pedagogyreview
Разное по педагогике » Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики

Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики

Страница 14

Недостаточно систематизирован в программах по методике материал, связанный с программным обеспечением курса информатики и его применением в учебном процессе. Совершенствование методических аспектов применения средств ИКТ в обучении связано в основном с двумя вопросами.

Во-первых, на какую модель обучения (традиционную или инновационную) должно быть ориентировано использование средств ИКТ.

При использовании средств ИКТ в рамках традиционного построения образовательного процесса определенная часть функций преподавателя (контроль, тренинг и др.) может быть возложена на средства ИКТ. Это может изменить систему обучения в основном в двух аспектах: сократить время на рутинные компоненты деятельности учителя и создать условия для индивидуализации обучения. Принципиально новые образовательные результаты в этом случае вряд ли могут быть достигнуты. Инновационная модель обучения требует приоритетного использования иных функциональных возможностей средств ИКТ – доступ к новым источникам знаний, компьютерное моделирование, создание новых информационных образовательных сред и т.д.

Сейчас содержание курсов методики или использования средств ИКТ в обучении ориентировано в основном на традиционную модель учебного процесса. Отсюда ограниченный набор средств ИКТ учебного назначения, осваиваемых при изучении этих курсов - демонстрационные ППС, АОС, тренажеры, контролирующие программы. Вместе с тем упомянутый уже принцип опережающего образования в педвузах требует ориентации на инновационные перспективные модели обучения и значительного расширения набора средств ИКТ.

Второе направление совершенствования подготовки будущих учителей к использованию средств ИКТ связано с систематизацией содержания этой подготовки. Традиционный подход – от дидактических возможностей средств ИКТ к учебному процессу – недостаточно эффективен, не позволяет в должной мере осознать реальное место и функции этих средств в обучении. Более рациональным представляется подход, основанный на рассмотрении типологии средств ИКТ учебного назначения.

Известны несколько подходов к такой типологии: по критериям дидактической направленности, программной реализации, предметной области применения и т.д. Наиболее обоснованной нам представляется типология (И.В.Роберт, А.А.Кузнецов и др.) по методическим функциям средств ИКТ: визуализация, аудирование, контроль и оценка, построение и анализ информационных моделей и т.д. Такой подход позволяет перейти к иной схеме раскрытия роли и места средств ИКТ в образовании – от потребностей образовательного процесса и профессиональной деятельности учителя к обоснованному выбору средств ИКТ.

Применение этой типологии позволяет более эффективно построить и процесс освоения прикладных программных средств и студентами педвузов – с позиции и в контексте их будущей профессиональной деятельности, т.е. под углом зрения возможности использования этих средств в учебном процессе.

Следует рассмотреть вопросы использования перспективных видов программного обеспечения – мультимедиа средств и компьютерных телекоммуникаций, информационных образовательных сред. Обоснованные нами направления совершенствования содержания подготовки будущего учителя информатики отражены в предлагаемых программах курса ”Технология преподавания информатики” и ”Web-технологии в образовании”.

Особое внимание в подготовке будущего учителя следует уделять дистанционной форме обучения,

отличительной особенностью которой является отсутствие единства пространства и времени во взаимодействии между преподавателем и обучаемыми. Кроме того, для дистанционной формы обучения характерны: модульное выражение содержания обучения; дистанцированность преподавателя от студента; использование технических средств для коммуникации между двумя субъектами образовательного процесса; открытость мониторинга конечного результата обучения.

Достоинства, функции и организационное построение дистанционного обучения рассмотрены в значительном числе работ. Мы хотели бы подчеркнуть актуальность и специфику этого направления в методической подготовке учителя информатики в связи с тем, что реализация профильного обучения в старшем звене школы в значительной мере связана с идеей построения сетевого взаимодействия школ средствами дистанционных технологий обучения (А.А.Кузнецов, М.Л.Кондакова, Е.Я.Подгорная и др.). Учитель информатики в школах, объединенных в образовательную сеть (при ”паритетном” взаимодействии и, особенно, при реализации функций ”ресурсного центра”), становится ключевой фигурой организации профильного обучения. Очевидно, что это потребует формирования у него в процессе обучения в вузе соответствующей готовности к выполнению этих новых образовательных функций.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Это интересно

Практические занятия по формированию и укреплению интереса к обучению у младших школьников
Как же повысить учебную мотивацию младшего школьника? Способов много. Очень интересным нам показался опыт одной французской учительницы - Сесиль Лешас. «Сейчас не будем говорить об организации урока. Мне хочется рассказать о нескольких забавных мелочах, которые помогают моим ученикам заниматься с и ...

Влияние компьютера на подростка, симптомы компьютерной зависимости
В общем, термин "зависимость" определяет патологическое пристрастие субъекта по отношению к чему-либо. На сегодняшний день известны следующие "зависимости": по отношению к химическим веществам (токсикомания, наркомания, алкоголизм), азартным играм, еде, сексу, видеоиграм и пр. Т ...

Педагогические идеи сказок
Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка. В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, вы ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru