pedagogyreview
Разное по педагогике » Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики

Совершенствование содержания подготовки будущего учителя информатики

Страница 15

Концепция обновления высшего профессионального образования предполагает индивидуально-творческий принцип формирования будущего специалиста, выявление и формирование его творческой индивидуальности, развитие его профессиональных взглядов, создание гибких моделей организации учебного процесса, позволяющих реализовать:

·возможность создания индивидуальных программ профессиональной подготовки специалиста и организация учебного процесса на их основе;

·формирование гибкой системы расписания и построения его, исходя из принципа блочно-психологического погружения студента в предмет;

·всесторонний охват всех аспектов подготовки специалиста учебно-научно-производственным комплексом вуза (факультетом);

·создание системы методического самоуправления как фактора активизации личности студента в контексте профессиональной подготовки.

В этом плане представляет интерес модульно-интегративный подход к проектированию структуры содержания учебного процесса. Модульно-интегративный подход предполагает формирование у обучаемого тезауруса, представляющего собой интегративную, многосвязную сеть тщательно отработанных блоков знаний, умений и навыков (модулей).

Сущность модульного подхода состоит в том, что обучающийся самостоятельно может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, включающей в себя целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. При этом функции педагога могут варьироваться от информационно-контролирующих до консультационно-координирующих.

К числу преимуществ данного подхода относятся: системность в построении курса и определении его содержания; обеспечение методически правильного согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними, гибкость структуры; эффективный контроль за усвоением знаний студентами, выявление перспективных направлений научно-методической работы преподавателя.

Системный анализ содержания курса и его обучающих модулей должен проводиться с учетом методического обеспечения и состояния лабораторной базы кафедры, возможностей вуза в области компьютерных технологий, а также потребностей социального заказа.

Модульно-интегративный подход к формированию тезауруса будет способствовать балансу двух объективно необходимых сторон учебного процесса - концентрированию изучения специальных сведений в рамках традиционных учебных предметов, в составе модулей и интеграции знания в целое на занятиях, ориентированных на стимулирование исследовательской, конструкторской и учебной деятельности.

Третья глава

”Методическая подготовка будущего учителя информатики”

отражает содержание методической системы обучения информатике студентов педвуза.

Проблемы формирования общепедагогической, методической, специальной подготовки учителя и учителя информатики, в частности, рассмотрены в работах О.А. Абдулиной, Ю.К. Бабанского, Н.Ф. Белокур, В.П. Беспалько, С.А.Жданова, Н.В.Кузьминой, Э.И.Кузнецова, М.П.Лапчика, В.В.Лаптева А.Т. Маленко, В.Л.Матросова, Н.И.Рыжовой, В.А.Сластенина и др. В них анализируется состояние общепедагогической подготовки в высшей школе, рассматриваются способы формирования профессионально значимых умений, намечаются пути формирования основ педагогического мастерства.

Вместе с тем, психолого-педагогическая и методическая подготовка выпускников педагогических вузов не в полной мере отвечает современным требованиям, поскольку значительная часть молодых педагогов испытывает серьезные затруднения, связанные с адаптацией к условиям профессиональной деятельности. Педагогическая практика студентов факультета информатики показывает, что выявленные трудности заключаются в: неумении студентов осуществлять проектную деятельность по построению урока, затруднении в обоснованном выборе методов и средств передачи информации учащимся логически законченными частями, отсутствии альтернативы объяснительно-репродуктивному обучению, неумении проводить контроль, оценку и закрепление материала, постановке вопросов, лишенных проблемности и познавательной значимости, завышенной оценке знаний, умений и навыков, излишней скованности, неуверенности в себе, неумении входить в контакт с учащимися, не владении педагогической техникой и т.д. На наш взгляд, эти недостатки в значительной мере обусловлены содержанием, формами и методами существующей подготовки учителей информатики, которая не в полной мере обеспечивает формирование у студентов в процессе обучения объективно необходимого состава профессиональных умений.

Страницы: 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

Это интересно

Принципы контроля
Так как принцип – это «основная особенность в устройстве чего-нибудь, то принципы контроля представляют собой его особенности, а значит, являются его неотъемлемой частью. Их должны учитывать преподаватели при организации контроля в своей профессиональной практике, так как в педагогике контроля прин ...

Выбор обучающей программы
Современный учитель уже не ищет ответ на вопрос, нужно ли использовать компьютер в учебном процессе. Перед ним стоят следующие вопросы: как эффективно использовать компьютер; какие бывают компьютерные обучающие программы (КОП); как не утонуть в море обучающих программ; как найти и выбрать нужную об ...

Особенности формирования познавательного интереса школьников на уроках информатики и ИКТ
Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит, прежде всего, на уроке. ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru