pedagogyreview
Разное по педагогике » Анализ и самоанализ педагогической деятельности в процессе обучения технологии » Основные понятия и виды педагогической деятельности

Основные понятия и виды педагогической деятельности

Страница 2

Цель педагогической деятельности - явление историческое. Она разрабатывается и формируется как отражение тенденции социального развития, предъявляя совокупность требований к современному человеку с учетом его духовных и природных возможностей. В ней заключены, с одной стороны, интересы и ожидания различных социальных и этнических групп, а с другой - потребности и стремления отдельной личности.

Центральным звеном всякой педагогической деятельности являются цели воспитания детской личности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.

Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества.

Значит, цели работы учителя определяются обществом, т.е. учитель не свободен в выборе конечных результатов своего труда.

Цели педагогической деятельности - явление динамическое. И логика их развития такова, что, возникая как отражение объективных тенденций общественного развития и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствие с потребностями общества, они складываются в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели развитию личности в гармонии с самой собой и социумом.

Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Деятельность учителя – всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью – деятельностью учащихся. При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.

«Следует помнить, что учителю важно личностное принятие социального заказа общества, чтобы цели общества "прорастали" в педагогической позиции учителя».

В качестве цели-идеала обычно выступает идея всестороннего развития всех сущностных сил человеческой личности, ее возможно полная физическая, интеллектуальная и духовно-нравственная самореализация; бесконечное совершенствование человека и общества на этой основе.

Поскольку в различных условиях цель может быть достигнута различными способами и средствами, действие выступает как решение задачи. Авторитетные психологи неоднократно подчеркивали, что весь ход человеческой деятельности обусловлен, прежде всего, объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а строение деятельности – соотношением этих задач.

Понятие «задача» в научной литературе определяется по-разному. Академик А.Н. Леонтьев писал: « .осуществляющееся действие отвечает задаче, задача – это и есть цель, данная в определенных условиях». Профессор О.К. Тихомиров определяет задачу как «цель, заданную в конкретных условиях и требующую эффективного способа ее достижения».

Л.Ф. Спирин и М.Л. Фрумкин определили задачу как результат осознания субъектом деятельности цели деятельности, условий деятельности и проблемы деятельности (проблемы задачи).

Ученый-психолог С.Л. Рубинштейн отмечал: «Начальным моментом мыслительного процесса является проблемная ситуация. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять . Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи».

Значит, проблема задачи – это результат осознания противоречия между целью задачи и неизвестными путями достижения желаемой цели (отсутствие определенной информации для достижения желаемой цели или отсутствие определенных средств для достижения цели).

В педагогической задаче, как в любой вообще, имеются две стороны.

Первая – известное содержание, вторая – неизвестное, т.е. вопрос: Как? Почему? Зачем? Эти вопросы связаны с выявлением сущности фактов, явлений, процессов. Осмысленность вопроса означает, что субъект (S) педагогического действия осознал оба элемента: что дано и что требуется найти и осуществить. Скажем, задача: как эффективно оказать помощь подростку 6 класса Вите К. с тревожно настроенным характером перед контрольной работой? Педагогу известна цель – помочь ученику справиться с контрольной работой и исходные условия работы: а) предстоит контрольная работа, б) подросток 6 класса Витя К. с тревожно настроенным характером. Но неизвестно (проблема задачи), как лучше организовать помощь, чтобы подросток наилучшим образом выполнил работу. Решить подзадачу – значит найти вариант эффективной педагогической помощи школьнику.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Процесс героико-патриотического воспитания в России
Само управление процессом героико-патриотического воспитания связано с выявлением влияния на этот процесс следующих компонентов: факторов, условий, а также методов, форм и средств воспитания. Так как в процессе воспитания возникает множество связей между внутренним состоянием и внешними условиями, ...

Изучение уровня сформированности фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений у младших школьников
Установлено, что на эффективность обучения детей можно рассчитывать в том случае, если у них сформировано познавательное отношение к речи. В частности, важное значение для обучения грамоте имеет осознанная ориентировка ребенка в звуковой структуре языка и в его словесном составе. В настоящее время ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН
Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН: - внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное в ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru