pedagogyreview
Разное по педагогике » Современные проблемы семейного воспитания

Современные проблемы семейного воспитания

Интеллектуальные отношения между членами семьи определяются такими качествами, как умение быстро находить общий язык между собой, единодушно приходить к общему мнению, устанавливать сходство суждений, сходство интересов к книгам, музыке, театру и к другим направлениям общественной культуры.

Основными показателями эмоциональных связей и отношений служат: единство в эмоциональных переживаниях, общность эмоционального настроя, доброжелательные отношения, притяжение друг к другу, любовь и желание быть вместе, уважение к старшим в семье, проявление заботы старших о младших членах семьи.

Признаком волевых отношений является способность членов семьи к объединению усилий при преодолении трудностей и жизненных невзгод. Состояние внутри семейных отношений определяет возможность функционирования и эффективность всех компонентов воспитательного потенциала семьи.

Другими наиболее значимыми компонентами являются нравственная направленность семьи и педагогическая культура родителей, Нравственная направленность семьи характеризуется уровнем соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения. Этот параметр предполагает определение объективного содержания семейной жизни и целей, которые семья ставит, мотивов, побуждающих ее членов к деятельности, их интересов и идеалов, взглядов и убеждений.

Наличие общественно полезных целей делает семью коллективом, ячейкой общества. Когда цели семьи противоречат целям общества или являются общественно нейтральными, а тем более вредными, то такая семья не может быть названа коллективом. Условно ее можно назвать семьей-корпорацией. При слабом закреплении социальной мотивации в поведении членов семьи она превращается из временного изолированного состояния в устойчивый коллектив: создается семья-корпорация, отличающаяся семейным эгоизмом, семейным индивидуализмом по отношению к другим семьям и более широким общностям (а иногда и к обще В нравственной направленности семьи значительную роль играет соответствующая направленность наиболее авторитетных ее членов, в особенности родителей. Направленность семейного коллектива и воспитания определяется теми ценностями, которые приняты семьей. Они проявляются в понимании родителями целей и задач воспитания, в уровне развития у них чувства ответственности, гражданского долга перед обществом по воспитанию детей. Показательны в этом плане активность родителей в производственной и общественной деятельности, соотношение личного и общественного в поступках, мнениях и т.д.

Критериями педагогической культуры родителей служат их умение учитывать возрастные особенности детей (находить верный тон в отношениях с ними в зависимости от возраста), выявлять и объективно оценивать их положительные и отрицательные черты; стремление к педагогическому самовоспитанию; регулярное посещение лекций и бесед в школе; интерес к положительному опыту воспитания детей в других семьях и желание использовать его на практике; достижение единых требований к детям.

Проблемы воспитательного потенциала современного детского общественного движения обусловлена политическими, социально-экономическими, организационными преобразованиями, происходящими в обществе, которые влекут за собой значительные перемены в деятельности детских общественных объединений и организаций. Изменилось не только отношение общества к детскому движению, но и отношение детей к различным формам и видам деятельности, которые предлагают им взрослые, которые значимы и доступны самим детям, подросткам и молодежи. Подверглись значительным изменениям и ценностные ориентации современных детей и подростков.

Одновременно с обновлением традиционных структур возникло и продолжает рождаться множество других детских, подростковых и молодежных организаций и объединений. В ряде регионов развиваются скаутские объединения, а также, разнообразные по форме и содержанию деятельности сообщества детей, подростков и молодежи, в том числе и национального, религиозного характера. Самоопределяются в качестве организованных самостоятельных объединений и организаций миротворческие, правозащитные, патриотические, экологические, милосерднические, спортивные и другие ассоциации.

Заметную роль в детском движении играют объединения, возникающие стихийно, которые способствуют удовлетворению базовых потребностей человека в самоутверждении и общении. Такие объединения получили название неформальных. Их диапазон колеблется от небольших групп до массовых движений, охватывающих несколько регионов. Эти объединения имеют различные ценности и устремления: как конструктивные с точки зрения общественного обновления, так и увлеченные каким-либо делом (творческим, спортивным и др.), однако именно неформальные объединения нередко становятся на путь противоправной деятельности, способствуют усилению криминогенной обстановки в обществе.

Обозначенные направления исследований имеют важное теоретическое и практическое значение для уточнения и обогащения понятий "детское общественное движение", "детское общественное объединение", "детская общественная организация", их основных функций, однако никто из ученых не изучал проблемы воспитательного потенциала детского общественного движения.

Вместе с тем существует противоречие

между потребностью общества в социально активных, самореализующихся, мотивированных на позитивно направленную деятельность гражданах и недостаточностью методического обеспечения подготовки таковых в современных детских общественных объединениях.

Это интересно

Внедрение комплексных программ в образовательный процесс
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятелями педагогической науки (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, Н ...

Проблемы разработки содержания элективных курсов
При разработке содержания элективных курсов важно предусмотреть значительную дифференциацию обучения и возможность построения школьниками индивидуальной образовательной программы. В содержании профильного обучения выделяется три компонента: федеральный базовый инвариантный компонент, вариативный пр ...

Методика для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия
Методики педагогического взаимодействия, близкие к сущности педагогической поддержки, активно разрабатывались и разрабатываются отечественными и зарубежными педагогами. К таким методикам мы можем отнести такие, как диагностика профессиональной подготовленности учителя к педагогической деятельности ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru