pedagogyreview
Разное по педагогике » Духовно-нравственное воспитание младших подростков средствами духовной музыки » Духовно-нравственное воспитание как философская и психолого-педагогическая проблема

Духовно-нравственное воспитание как философская и психолого-педагогическая проблема

Страница 1

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» (Я.А. Коменский).

«Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» (К.Д. Ушинский).

В связи с происходящими в социокультурной и духовной сфере современного общества глобальными преобразованиями проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность.

Особенно остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.

Для раскрытия содержания понятия «духовно-нравственное воспитание» необходима единая трактовка, что есть «духовность», «нравственность», «воспитание». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук.

Духовность – одно из наиболее сложных понятий на Земле. О ней написано и сказано очень много, но, исчерпывающего, убедительного определения пока еще никто не дал и не достаточно ясно, для чего она практически необходима человеку, что существенно снижает возможности ее развития. Сформировать цельное понимание духовности не позволяет множество стереотипов и противоречий, поэтому рассмотрим первичные вопросы духовности: ее понятие, значение, развитие и основные ошибки.

Н.Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека. Именно духовность, идущая из глубины, по его убеждению, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.

«Духовность» обозначает все, относящееся к человеческой душе, духу, к Богу, Церкви, вере. В более широком понимании духовность – это (в эстетическом, политологическом и теологическом смыслах) устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу (к какому-либо, им предпочитаемому), идеалу; стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу и, таким образом, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; это и есть основа и главная причина любой веры и религиозности .

Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является любовь.

На человека влияют окружающая среда, материальная деятельность, отношения людей, такие институты, как семья, род, племя, народ. Но сущность человека - это, прежде всего его духовные интересы. Обстоятельно рассматривая нравы и воспитание, искусство и религию, мы понимаем, каким образом происходит формирование совокупного духовного опыта. Индивиды всегда взаимодействуют друг с другом в качественно определенном социальном пространстве и времени, совместно вырабатывают идеалы, ценностные ориентации, критерии, оценки общественного мнения.

Особая роль в осмыслении понятия духовности как ориентации на высшие ценности принадлежит русским философам, социологам конца XIX - начала XX века - Н. Бердяеву, С. Булгакову, А.С. Глинке (Волжскому), А.Ф. Лосеву, В. Розанову, В. Соловьеву, Н. Страхову, Е. Трубецкому, П. Флоренскому, С. Франку, А. Хомякову, Б. Чичерину, Л. Шестову и другим, рассматривавшим ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека как родового существа. Разрабатывая идею всеединства, постоянно пользовались терминами: «мировая душа» (В. Соловьев), «духовная плоть» (Д. Мережковский), «духовное обновление» (И. Ильин) и т.п.

В понимании духовности интересны взгляды представителей современной психологической науки.

Представители ценностно-смыслового подхода (П.С. Абрамова, Г.А. Аванесова, Л.П. Буев, Е.И. Исаев, Г.О. Лекторский, Б.Т. Лихачев, С.Л. Рубинштейн, В.Ю. Троицкий, В.Г. Федотов, Ш.Ш. Хайруллин, В.Н. Шердаков, Н.Е. Щуркова) связывают возникновение духовности, прежде всего, с включенностью человека в мир культуры, освоением сферы «надындивидуальных ценностей», нравственным совершенствованием. Духовность, по их мнению, связана с проблемой обретения человеком смысла своей жизни, открывается в человеке через внутреннюю работу над собой, культивирование чувства любви и нравственного отношения к окружающему миру и близким, а также через религиозный опыт.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно

Понятие «познавательная активность обучающихся»
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Проблема активизации познавательной деятельно ...

Методы контроля
Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного по­вествования о конкретном объекте окружаю­щего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте. Устный опрос как диалог учителя с одним учащимс ...

Структурированные тесты как средство контроля знаний
С тех пор как образование стало массовым процессом, начались поиски повышения эффективности контроля знаний обучаемых, что привело к возрастанию интереса к тестовому контролю знаний. Контроль такого вида обеспечивает хорошую обратную связь преподавателя с обучаемыми: тесты можно проводить так часто ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru