pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста » Методика организации дидактической игры

Методика организации дидактической игры

Организация дидактической игры педагогом осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

-отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщения знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов ( память, внимание, мышление, речь и др. );

-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

-определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

-выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке;

-определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);

-подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, природный материал);

-подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры, своё место в игре, методы руководства игрой;

-подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр предполагает:

-ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

-объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил ( что они запрещают, разрешают, предписывают);

-показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведем к нужному результату;

-определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

-подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т.к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об её эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры, избежать впоследствии ошибок, кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе. Таким образом, анализ литературных источников показал, что дидактическая игра имеет четкую структуру. Все структурные элементы взаимосвязаны между собой, а при отсутствие основных из них дидактическая игра утрачивает свои особенности (не достигает цели обучения и воспитания). Данные игры имеют классическое разделение на несколько видов (игры с предметами, настольно-печатные, словесные игры). Изучение и исследования дидактической игры, начавшиеся с народной педагогики и получившие свое развитие в трудах ученых на протяжении нескольких столетий продолжаются и сейчас (Н.Е.Веракса, А.А.Смоленцева, В.В.Воскобойников).Дидактическая игра имеет большое значение для развития психики и социальной адаптации ребенка, а в целом обеспечивает всестороннее развитие личности, создает предпосылки для ее дальнейшего формирования в иных видах деятельности.

Это интересно

Разработка программы занятий по развитию медиакультуры младших школьников
Темпы информатизации современного общества, все более широкое использование им компьютерных и сетевых технологий, выдвигают требования к освоению их основ детьми, начиная со школьного возраста. Работа с медиа становится главным содержанием, стратегией и тактикой обучения младших школьников работе с ...

Формирование межличностных отношений ребёнка со сверстниками по средствам дидактической игры
Полученные данные констатирующего эксперимента показали о необходимости создания программы по формированию межличностных отношений посредством дидактической игры. Изучение теоретических основ и результатов констатирующего эксперимента позволили разработать данную программу. Главной задачей программ ...

Введение в педагогику свободного воспитания
Свободное воспитание неразрывно связано с той гуманистической педагогической традицией, корни которой уходят в античную эпоху. Мыслители Древней Греции (V-IV вв. до н.э.) рассматривали воспитание и образование как важнейшие способы подготовки индивида к жизни, достойной человека, как эффективные ср ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru