pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста » Связь межличностных отношений и самосознания

Связь межличностных отношений и самосознания

Страница 1

В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его "Я". Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и отношение к себе. Именно поэтому межличностные отношения практически всегда являются эмоционально напряженными и приносят самые яркие переживания (как позитивные, так и негативные).

М.И.Лисиной и её учениками был намечен новый подход к анализу образа себя. Согласно этому подходу, самосознание человека включает два уровня - ядро и периферию, или субъективную и объективную составляющие. В центральном ядерном образовании содержится непосредственное переживание себя как субъекта, как личности, в нём берёт начало личностная составляющая самосознания, которая обеспечивает человеку переживание постоянства, тождества самого себя, целостное ощущение себя как источника своей воли, своей активности. В отличие от этого периферия включает частные, конкретные представления субъекта о себе, своих способностях, возможностях и особенностях. Периферия образа себя состоит из набора конкретных и конечных качеств, которые принадлежат человеку и образуют объективную (предметную) составляющую самосознания.

Тоже субъектно-объектное содержание имеет и отношение к другому человеку. С одной стороны, можно относиться к другому как к уникальному субъекту, обладающему абсолютной ценностью и не сводимому к своим конкретным действиям и качествам, а с другой - воспринимать и оценивать его внешние поведенческие характеристики ( наличие у него предметов, успехи в деятельности, его слова и поступки и пр.).

Таким образом, отношения людей основаны на двух противоречивых началах - объектном ( предметном) и субъектном ( лич-ностном). В первом типе отношений другой человек воспринимается как обстоятельства жизни человека, он является предметом сравнения с собой или использование в своих интересах. В личностном типе отношений другой принципиально несводим к каким-либо конечным, определённым характеристикам; его Я уникально, бесподобно( не имеет подобия) и бесценно ( обладает абсолютной ценностью); он может быть только субъектом общения и обращения. Личностное отношение порождает внутреннюю связь с другими и разные формы сопричастности( сопереживание, сорадование, содействие). Предметное начало задаёт границы собственного Я и подчёркивает его отличие от других и обособленность, что порождает конкуренцию, соревновательность, отстаивание своих преимуществ.

В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно "перетекают" одно в другое. Очевидно, что человек не может жить без сравнения себя с другими и использования других, но в тоже время человеческие отношения не могут быть сведены только к соревнованию и взаимному использованию. Главную проблему человеческих отношений составляет эта двойственность положения человека среди других лю-дей, в которой человек слит с другими и изнутри приобщён к ним и в то же время постоянно оценивает их, сравнивает с собой и использует в собственных интересах. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте представляет собой сложное переплетение этих двух начал в отношении ребёнка к себе и к другому.

Страницы: 1 2

Это интересно

Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы
Особенности труда и деятельности учителя сельской школы определяются своеобразием общественных отношений на селе, уклада жизни и производственной деятельности сельского населения. Во многом они обусловлены и тем, что сельская школа наряду с решением общих для всех типов общеобразовательных учрежден ...

Музыкальные способности детей 6-7 летнего возраста
По мнению древних индейцев, приобщение к музыке сулит наслаждение, достижение благочестия и благополучия. В античной Греции сызмала обучали детей пению в хоре, игре на фортепиано, лире, кифаре, в надежде умножить тем самым свои благодетели, а музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нер ...

Опыт формирования экологической воспитанности младших школьников средствами кружковой работы
В предыдущих главах были рассмотрены вопросы теории экологического воспитания и организации кружковой деятельности в начальной школе. Для проверки эффективности разработанных нами цели, задач и гипотезы научного исследования был проведён педагогический эксперимент. Как известно, прекрасное знание т ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru