pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста » Методика выявления взаимоотношений между детьми 5-6 летнего возраста

Методика выявления взаимоотношений между детьми 5-6 летнего возраста

Страница 1

На данном этапе исследования нашей задачей является выявление особенностей межличностных отношений старших дошкольников. В психологии существуют определенные методики (условно делящиеся на объективные и субъективные), позволяющие выявить наличие данных особенностей. К объективным методикам относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников (симпатии или антипатии). Субъективные методики направлены на выявление внутренних глубинных характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания.

Для проведения экспериментальной работы были сформированы контрольная и экспериментальная группы. Всего в эксперименте принимало участие 30 детей МДОУ № 69 г. Красноярска: по 15 детей в контрольной и экспериментальной группах.

При проведении эксперимента были использованы следующие методики:

- социометрическое исследование "Секрет" (Репина Т.А.);

- методика "Лесенка" (дополненена Е.О.Смирновой)

Название методики: " Секрет".

Цель: изучение взаимоотношений между детьми в группе.

Каждого ребёнка "по секрету" от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему три картинки трём детям группы. После этого подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы "предпочитаемых", "принятых", "непринятых", "изолированных".

I – "предпочитаемые" - 6-7 выборов

II – "принятые" - 3-5 выборов

III – "непринятые" - 1-2 выбора

IV – "изолированные" - не получившие ни одного выбора.

Далее определяют уровень благополучия взаимоотношений в группе (УБВ): соотносят число членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (1-2), с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (3-4).

УБВ высокий при I+II > III+IV

УБВ средний при I+II = III+IV ( или незначительном расхождении)

УБВ низкий при I+II < III+IV

Важным показателем УБВ является также "индекс изолированности", т.е. процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории (он не должен превышать 15-20%)

Инструкция: "Сегодня дети вашей группы будут играть в интересную игру. По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые картинки. Ты будешь дарить ребятам, а они, наверное, подарят тебе. Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной (ребёнку дают три картинки)"

Используя результаты первого этапа констатирующего эксперимента, мы получили диагностические данные, которые занесли в таблицы 1, 2. Таким образом, анализ данного материала показал следующие результаты:

Контрольная группа.

I – "предпочитаемые" - 2 чел. 13%

II – "принятые" - 5 чел. 34%

III – "непринятые" - 6 чел. 40%

IV – "изолированные" - 2 чел. 13%

УБВ 7 < 8 расхождение незначительное )

Индекс изолированности = 13%

В данной группе преобладающее количество детей находится в статусной категории "непринятых", одинаковое количество детей в категориях "предпочитаемых" и "изолированных". Уровень благополучия взаимоотношений в группе - средний. Индекс изолированности = 13%, что является достаточно хорошим результатом.

Экспериментальная группа.

I – "предпочитаемые"- 3 чел. 22%

II – "принятые" - 4 чел. 26%

III – "непринятые" - 4 чел. 26%

IV – "изолированные" - 4 чел. 26%

УБВ 7 < 8 (расхождение незначительное )

Индекс изолированности = 26%

Страницы: 1 2

Это интересно

Парадигмы образовательного процесса
Парадигма (греч. paradeigma - пример, образец), 1) образец, тип, модель (например, общественных отношений). 2) В философии, социологии - исходная концептуальная схема, меняющаяся со временем и характерная для определённого этапа в развитии науки модель постановки проблем и их решения. 3) В риторике ...

Методика использования мультимедиа технологий на уроке
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, е ...

Специфика деятельности учителя технологии в процессе обучения технологии
Рассмотрим поэтапно деятельность педагога. Первый этап – постановка целей управления качеством образования. Цели образования задаются государственными образовательными стандартами и программной документацией. Конкретизация целей технологии как учебного предмета проводится в два этапа. На первом эта ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru