pedagogyreview
Разное по педагогике » Гигиеническое воспитание младших школьников » Особенности гигиенического воспитания младших школьников

Особенности гигиенического воспитания младших школьников

Страница 1

Сегодняшняя жизнь показывает, что гигиеническое воспитание ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники неопрятны и не здоровы. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается).

Для оптимального построения системы гигиенического воспитания педагогу необходимо обладать знаниями о специфике психофизиологического развития младших школьников, а также об особенностях развития его эмоционально-волевой сферы.

Основной сферой общения младшего школьника становится педагог и одноклассники. Так как ребенок находиться рядом с учителем большую часть дня, преподаватель имеет определенный авторитет в глазах учащихся, то преподаватель на личном примере может научить ребенка необходимым навыкам и умениям гигиены.

В этом возрасте все более глубокими и осознанными становятся высшие чувст­ва: нравственные, интеллектуальные. Поэтому очень важно знать и уметь так построить процесс гигиенического воспитания, чтобы он включал в себя:

- Во-первых, актуализацию всех источников нравственно-интеллектуального опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с обучающими их педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

- Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на данном возрастном этапе.

- В-третьих, включение критериев воспитанности в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности воспитанников .

В соответствии с этим, на первый план выступает задача воспитания у младших школьников потребности в гигиене как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к "самосозиданию" и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания - формирование валеологической культуры личности как части ее общей культуры.

Далее, на последующих этапах осуществляется развитие гигиенических навыков и привычек в процессе целенаправленного воспитания. Известно, что привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение воспитания в этом процессе трудно переоценить. Педагогам необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание младшего школьника, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, педагоги должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в вопросах гигиены.

Гигиеническое воспитание младших школьников по учебным планам начальной школы осуществляется в рамках дисциплины: «Валеология», которая изучает принципы воспитания здорового образа жизни детей.

Здоровый образ жизни определяется правильными взаимоотношениями человека с самим собой, с другими людьми, с обществом и природой. В соответствии с этой системой отношений работа направленная на воспитание гигены должна осуществляться в следующих направлениях:

1. "Я и мое здоровье". Резервы моего здоровья - мое богатство.

2. "Я и другие люди". Взаимодействие в коллективе как условие здоровья ребенка.

Приоритетным направлением гигиенического воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка, которые являются фундаментом здоровья. Для этого необходимо развивать в нем доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремленность, смелость, оптимистическое отношение к жизни, чувство радости существования, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы и доверять миру.

Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравооохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Одной из важных задача, которую педагог должен решить, осуществляя гигиеническое воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Рассмотрим подробнее:

Страницы: 1 2

Это интересно

Организация психолого - педагогической службы
Кыргызская республика осуществляет реформы, ведущие к цивилизованному открытому обществу и рыночной экономике. Реформирование сектора здравоохранения имеет особое значение, так как направлено на сохранение и укрепление здоровья народа. Успех реформы здравоохранения зависит в первую очередь от подго ...

Черты, характерные для свободного воспитания в целом
Во-первых, "вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее стремление к раскрытию своих сил и вера в то, что в этом раскрытии творческих сил ребенка всякое внешнее, даже самое благотворное влияние будет иметь тормозящее действие. Во-вторых, идеологов свободного воспитания отличает установка, ...

Интернет-технологии: формы и методы применения на уроке
Сегодня все больше школ подключается к сети Интернет в рамках различных государственных программ развития образования. Основная задача современной школы - развитие личности учащегося, изменений и преобразование его качеств, создание условий для того, чтобы учащийся становился полноправным гражданин ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru