pedagogyreview
Разное по педагогике » Инновационные педагогические технологии » Инновации профессионального образования в России

Инновации профессионального образования в России

Изменение роли образования в обществе обусловило большую часть инновационных процессов. Из пассивного, рутинизированного, совершающегося в традиционных социальных институтах образование становится активным. Актуализируется образовательный потенциал как социальных институтов, так и личностный.

Раньше безусловным ориентиром образования в России было формирование знаний, навыков, умений, обеспечивающих готовность к жизни, понимаемую как способность адаптации личности в обществе. Теперь образование все больше ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями и которые, запуская механизм саморазвития, подготавливают личность к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества.

Общественные преобразования в нашей стране вывели на первый план проблему моделирования в образовательной сфере. Выход России из кризиса, обоснование стратегии развития образования, определение ближайших и дальнесрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления. Моделирование занимает здесь особое место как высокотехнологичный метод научного анализа и предвидения.

Моделирование - это специфическая многофункциональная технология, но главная его задача - воспроизведение на основании сходства с существующим другого, заменяющего объекта (модели). Его целями, с одной стороны, являются отражение состояния проблемы на данный момент, выявление наиболее острых противоречий, а с другой - определение тенденции развития и тех факторов, влияние которых может скорректировать нежелательное развитие; активизация деятельности государственных, общественных и иных организаций в поисках оптимального решения проблем.

Выделим две группы требований, которым должна отвечать модель:

- быть простой, более удобной; давать новую информацию; способствовать усовершенствованию самого объекта;

- способствовать улучшению характеристик объекта, рационализации способов его построения, управлению или познанию.

Поэтому при составлении алгоритма разработки модели, с одной стороны, должны соблюдаться жесткая целенаправленность, увязка ее параметров с ожидаемыми результатами, а с другой - обеспечиваться достаточная "свобода" модели для того, чтобы она была способной к преобразованию в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, могла быть альтернативной, иметь в запасе наибольшее число вариантов.

Значительные изменения происходят в системе начального профессионального образования. Так 25 марта в г. Кемерово состоялось расширенное заседание Ученого совета Кузбасского регионального института развития профессионального образования с участием директоров учреждений начального профессионального образования Кемеровской области. На нем заслушаны сообщения директора ИРПО И. П. Смирнова, академика Российской академии наук В. Ткаченко "О новых принципах организации НПО"

Участники заседания отметили актуальность предлагаемых новых принципов организации начального профессионального образования. Это связывается с тем, что в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулирована задача опережающего развития начального и среднего профессионального образования, которая является новой по своей постановке. Это предполагает формирование открытой системы образования, ее взаимодействие с окружающим миром, прежде всего с рынками труда и образовательных услуг.

Сегодня требуется более интенсивное научное исследование путей перехода к государственно-общественной модели управления профессиональным образованием, перераспределение ряда функций в пользу работодателей, включение их в формирование содержания государственных стандартов профессионального образования, учебных планов и программ. Система начального профессионального образования нуждается в освобождении от социальной замкнутости, придании ей открытого характера и способности к саморазвитию на основе новых принципов организации, ориентированных на рынок труда и социальное партнерство.

Обсуждение новых путей модернизации НПО в г. Кемерово — это один из этапов общественной инициативы по реализации заявленного Правительством РФ, но "повисшего в воздухе" лозунга "опережающего развития НПО". Эта инициатива выдвинута 26 декабря 2003 года на совместном заседании Ассоциации "Роспрофтех", Академии профессионального образования и Российского клуба директоров.

Это интересно

Роль музыки на праздниках в детском саду
В доступной форме, через художественные образы дети подготавливаются к восприятию в дальнейшем больших идей, лежащих в основе всенародных праздников; торжественная обстановка, художественное оформление, музыка активно влияют на развитие патриотических чувств, воспитывают у ребенка гордость за свою ...

Младший и средний школьный возраст
Младший школьный возраст – это период в жизни ребёнка с шести до десяти лет, когда он проходит обучение в начальных классах. Ведущей деятельностью данного периода становится учебная деятельность. Младший школьник приступает к усвоению человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. Так ...

Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru