pedagogyreview
Разное по педагогике » Готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности » Формирование личностной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

Формирование личностной готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

Страница 2

В своей статье Н.А. Аминов и Т.М. Чепыгова «Готовность психологов кадрового управления к профессиональной деятельности» определяют готовность к профессиональной деятельности как сочетание профессиональной направленности личности в некоторой сфере с реальной способностью осуществлять профессионально значимые умения и навыки в данной области. Под уровнем профессиональной направленности понимается, по мнению Н.А. Аминова и Т.М. Чепыговой, степень соответствия ведущего мотива предпочтения профессии (следовательно, личностного смысла) объективному содержанию профессии. Без достаточно высокого уровня профессиональной направленности невозможно оптимальное взаимодействие между человеком и избираемым им трудом. Только при этом условии можно прогнозировать успешное развитие творческих и нравственных сил личности в процессе труда.

Е.И. Медведская, исходя из своего исследования готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности, предполагает, что основой готовности является система установок на безоценочное принятие другого человека. «Это означает представленность в профессиональном сознании психолога другого человека как потенциального объекта/субъекта своей профессиональной деятельности, или направленность своего профессионального сознания на Другого».

Е.В. Шипилова характеризует готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов как динамичное явление. Формируясь в процессе обучения в вузе, психологическая готовность к профессиональной деятельности студентов-психологов претерпевает позитивные качественные и количественные изменения, наращивается и отражается в поступательной динамике перехода от одного уровня к другому, определяется внутренним балансом между ее компонентами, и обеспечивает продуктивное решение учебных и профессиональных задач разной сложности и содержания (от репродуктивных до эвристических). Переход от одного уровня готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов к другому связан с этапами обучения в вузе.

Наблюдается неравномерный характер показателей выраженности уровней психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов разных курсов обучения: для студентов-психологов старших курсов в большей степени характерно пребывание на функциональном уровне готовности, а для студентов третьего курса «застревание» на уровне операциональном.

В качестве условий формирования готовности к профессиональной деятельности выступают: специально организованная образовательная среда, использование интерактивных форм и эвристических методов в процессе обучения. Системообразующими факторами формирования психологической готовности к профессиональной деятельности являются: характер потребностно-мотивационной сферы студента, готовность к саморазвитию, направленность на реализацию творческого потенциала личности, преобразование социально-значимой деятельности.

Готовность определяет состояние относительной завершенности процесса подготовки к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности.

К.К. Платонов, П.А. Рудик, Д.Н. Узнадзе, В.И. Ширинский определяют готовность как концентрацию или мгновенную мобилизацию сил личности, направленную в нужные моменты на осуществление определенных действий.

В.А. Маляко определяет готовность как сложное личностное образование, многоплановую и многоуровневую систему качеств и свойств, совокупность которых позволяет субъекту успешно осуществлять свою деятельность.

А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович рассматривают проблему готовности к профессиональной деятельности в личностно-деятельностной плоскости как проявление всех сторон личности в их целостности, обеспечивающее возможность эффективного выполнения своих функций.

А.А. Деркач при определении личностной готовности выделил условия формирования готовности к творческому труду, как элементу профессиональной деятельности психолога:

1) самостоятельность и критическое усвоение культуры;

2) активное участие в решении общественно-значимых задач;

3) специальное развитие творческого потенциала личности – её психических процессов.

П.А. Рудик рассматривает готовность как сложное психологическое образование и выделяет в ней роль познавательных психических процессов, отражающих важнейшие стороны выполняемой деятельности, эмоциональных компонентов, которые могут как усиливать, так и ослаблять активность человека, волевых компонентов, способствующих совершению эффективных действий по достижению цели, а также мотивов поведения.

Т.И. Шалавина понимает готовность как индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. Такое толкование предполагает создание в учебном процессе ситуаций, обеспечивающих смыслотворческую деятельность, в результате которой происходит субъективное присвоение содержания профессиональной подготовки и целостно-личностное развитие будущего специалиста. Вследствие этого достигается высокий уровень его подготовки. С данной позиции готовность рассматривается как интегративное профессионально значимое свойство личности, обеспечивающее ей развивающий переход из системы вузовской подготовки в систему профессиональной деятельности и включающее совокупность профессиональных знаний, практических умений и навыков, опыт личности, личностные профессионально значимые качества.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Старший школьный возраст
Старший школьный возраст называют ранней юностью, соответствует возрасту учеников 9-11 классов (15-17 лет) средней школы. Раннюю юность – считают «третьим миром», существующим между детством и взрослостью. В это время вырастающий ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Учебная деятел ...

Интернет-технологии: формы и методы применения на уроке
Сегодня все больше школ подключается к сети Интернет в рамках различных государственных программ развития образования. Основная задача современной школы - развитие личности учащегося, изменений и преобразование его качеств, создание условий для того, чтобы учащийся становился полноправным гражданин ...

Взаимодействие ДОУ с семьей
Дошкольный возраст - уникальный период развития личности. В отличие от всех последующих возрастных этапов именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, себе самом, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Дошкольник обретает опыт самоутверждения, по ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru