pedagogyreview
Разное по педагогике » Реализация проблемного обучения на кружковых занятиях учащихся 5-го класса

Реализация проблемного обучения на кружковых занятиях учащихся 5-го класса

Школьное образование предназначено для того, чтобы подготовить человека к дальнейшей жизни, главной его функцией является будущее развитие общества. Необходимо так построить обучение, применяя различные педагогические концепции и методы, чтобы в дальнейшей своей жизни люди смогли, опираясь на знания и умения, усвоенные из школы, решить любые жизненные задачи, которые могут возникнуть перед ними сегодня.

Научно- техническая революция в 20 веке резко усложнила характер труда, он стал преимущественно интеллектуальным, что требовало внесения корректив в систему массового образования. Над начальной школой были надстроены среднее и старшие звенья, с принципиально иным, научным содержанием знаний. Однако выяснилось, что многие учащиеся не владеют необходимыми способностями для их усвоения. Это и породило неразрешимое противоречие между массовостью среднего образования и интеллектуальным потенциалом учащихся. Что и явилось основанием для поиска новых концепций и методов обучения и воспитания.

Одной из таких концепций является концепция проблемного обучения, разработка которой в нашей стране началась в середине 60-х годов 20 века. Но предпосылки к ее появлению и развитию появились еще в древности, в трудах некоторых ученых и философов. Например, Сократ широко применял эвристический метод обучения в виде бесед, Платон и в научных трудах, и педагогической деятельности использовал метод диалога. Можно найти отдельные аспекты проблемного обучения в трудах таких ученых, как М.Монтень, Я.Коменский, И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, А.Дистервег, Дж.Дьюи.

В нашей стране исследования в области проблемного обучения в полной мере начались в 60-х годах 20-го века. Разработкой тех или иных аспектов проблемного обучения и проблемного обучения как концепции в целом занимались с того времени, и занимаются сегодня многие ученые и практики:

М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер, В.Оконь, Н.А.Менчинская, М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, Л.М.Фридман, А.В.Брушлинский и др.

Актуальна концепция проблемного обучения и при изучении математики. С появлением стандартов второго поколения это становится особенно важно. На первый план выходит развитие личности, а это и является целью проблемного обучения. Основными видами деятельности учащихся, в соответствии со стандартами, становятся: анализ и осмысление текста задачи, переформулирование условия, извлечение необходимой информации; построение логической цепочки рассуждений; критическое оценивание полученного ответа, осуществление самоконтроля, проверка ответа на соответствие условию. Эти действия присутствуют при разборе и решении проблемных задач.

Но не всегда достаточно того материала, который дается на уроках, не всегда находится возможность осуществить его изложение при помощи методов проблемного обучения. Для развития математических способностей, интереса к математике необходима организация внеклассной работы по предмету. Существует много различной литературы, посвященной этой теме, в том числе конкретных разработок, например, кружковых занятий. Этим вопросом в разное время занимались такие авторы как: В.А.Гусев, Б.А.Кордемский, Н.А.Козловская, А.В.Фарков и др.

Не было найдено разработок, которые бы освещали внеклассную работу, а точнее кружковую работу, организованную с применением методов проблемного обучения. Это и обуславливает актуальность данного исследования.

Цель

данной дипломной работы - разработка кружка математики для 5 класса с применением методов проблемного обучения.

Для достижения цели данного исследования были поставлены следующие задачи:

1. анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;

2. анализ методической литературы с целью отбора содержания кружка;

3. разработка методических рекомендаций по проведению математического кружка с применением проблемного метода;

4. Разработка вариантов занятий математического кружка для 5 класса с применением проблемного метода.

Решение поставленных задач определило структуру дипломной работы. Она состоит из двух глав, введения, заключения, библиографии и приложения. Первая глава посвящена изучению положения проблемного обучения в различных педагогических концепциях, определению особенностей проблемного обучения и выделению главных его понятий. Необходимо обосновать возможности применения проблемного метода во внеклассной работе, в частности на кружке. Также рассматриваются психолого-педагогические особенности применения проблемного обучения в младшем подростковом возрасте. При разработке занятий учитывались принципы проблемного обучения и психологические особенности той возрастной категории учащихся, для которой предполагается проведение этих занятий. проблемный обучение внеклассный дидактический эвристика

Во второй главе приведены методические рекомендации по реализации проблемного обучения на кружковых занятиях и соответствующие данным рекомендациям занятия, материал для которых отбирается в соответствии с рядом приведенных требований. Учитель математики может использовать данные методические рекомендации и конкретные материалы кружка, приведенные в исследовании, для организации работы кружка с применением проблемного метода.

Это интересно

Профилактика компьютерной зависимости подростков
В первой главе было дано определение "компьютерной зависимости", установлены причины ее возникновения и очерчены границы отрицательного влияния компьютерной зависимости на формирующуюся подростковую личность. Также определено, что компьютерная зависимость - форма ухода от реальности. Реал ...

Деятельность в контексте праздника
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознав ...

Факторы воспитательного потенциала семьи: психологический климат семьи, пример родителей, внутрисемейные отношения
В научной литературе синонимами понятия "психологический климат семьи" являются "психологическая атмосфера семьи", "эмоциональный климат семьи", "социально-психологический климат семьи". Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru