pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика увеличения словарного запаса на среднем этапе обучения

Методика увеличения словарного запаса на среднем этапе обучения

Вопросам обучения лексике методистами уделяется довольно большое внимание. В современной методике работа над лексикой правомерно рассматривается в свете задач развития речевых умений.

Методика обучения иноязычной лексики издавна привлекала внимание учителей и методистов, и к этому имеются веские причины:

1. огромная роль, которую играет знание словаря в развитии речевых умений учащихся;

2. трудоемкость процесса овладения словарем;

3. сложность самой проблемы, т.к. лексический состав языка представляет собой весьма разнообразную и пеструю картину, а лексические единицы – разноплановые и многомерные явления, существенные свойства и особенности усвоения которых трудно выявить и обратить на пользу методики обучения.

Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.

Его задача состоит в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах обучения. Необходимость формирования у учащихся лексических навыков на начальном и среднем этапах овладения языком, с одной стороны, и недостаточная разработанность данной проблемы в методической литературе – с другой, определили цель и задачи нашего исследования.

В методических работах излагаются следующие основные вопросы:

отбор лексического материала для обучения,

проблема активного и пассивного словаря,

-способы объяснения слов,

-упражнения, способствующие закреплению и сохранению слов в памяти.

Актуальность исследования обусловлена недостаточной теоретической разработанностью методики обучения расширению активного словаря с учетом тематического и лексического подхода в обучении иностранному языку; отсутствием в учебных пособиях специальных заданий по расширению активного словаря с учетом семантических полей, системного подхода к разработке упражнений и заданий, ролевых игр, сценариев; значимостью понимания в процессе чтения социокультурной информации и применение ее в различных видах речевой деятельности, а также в профессиональной подготовке выпускников языковых факультетов вузов.

Что касается упражнений, то можно найти описание разных видов упражнений, но нет строго продуманной системы лексических упражнений, направленных на развитие речевых умений, В связи с этим в обучении лексике существуют большие трудности.

Чтобы достичь усвоения учащимися лексики ИЯ, без чего невозможно ни выражение, ни понимание содержания речи, нужна продуманная работа над такими лексическими единицами, которые необходимы для развития речевой деятельности и обладают повторяемостью в пределах тематики средней школы.

Цель исследования: разработка методики увеличения словарного запаса на среднем этапе обучения.

Объектом исследования является процесс обучения по расширению лексического запаса у учащихся на уроках английского языка.

Предметом исследования является словарный запас учащихся 8 класса.

В соответствии с проблемой, объектом и целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

изучить процесс обучения лексике с точки зрения психологии;

рассмотреть психолого-теоретические основы лексических навыков;

предложить новые подходы в формировании лексических навыков;

разработать систему упражнений с целью обогащения лексического запаса.

Методологическую основу дипломной работы составили исследования зарубежных ученых о различных типологических особенностях лексики (Г. Пальмер, Ч. Фриз, Р. Ладо и др); исследования отечественных ученых по типологии лексики с учетом родного языка (М.С. Латушкина, С.В. Калинина, Б.В. Беляев); категория тренировочных лексических упражнений (Н.И. Жинкин); упражнения для формирования лексических навыков (Н.Г. Воронин, А.А. Леонтьев).

Методами исследования явились: изучение психолого-педагогической и методической литературы, теоретический анализ, обобщение, систематизация, классификация, анализ и синтез; методы эмпирического исследования: педагогическое наблюдение, сбор материала.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы на уроках английского языка. Материалы исследования могут быть полезны учителям английского языка и студентам при обучении лексике на уроках.

Это интересно

Классификация методов обучения
В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Все их можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к ...

Досуговая деятельность педагога-организатора как одна из форм профилактики компьютерной зависимости у подростков
Педагог - организатор. Специфика деятельности педагога-организатора заключается в разнообразии выполняемых им функций. Он может работать с детьми, подростками, молодежью в жилом массиве, в подростковом клубе, в образовательном учреждении. В учреждении дополнительного образования детей он также може ...

Система и методы проверки знаний в школе
В школе проводится текущая и итоговая проверка знаний. Для осуществления текущего контроля применяются следующие виды проверки: устный опрос, проверка письменных домашних работ, контрольные работы, повседневное наблюдение. Эти виды проверки проводятся на уроке в специально отводимое время, либо в п ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru