pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование фонематических процессов при дислексии у детей младшего школьного возраста

Формирование фонематических процессов при дислексии у детей младшего школьного возраста

Нарушения чтения являются достаточно распространенными дефектами речи у детей младшего школьного возраста. Расстройства чтения оказывают отрицательное влияние на весь процесс обучения, на школьную адаптацию детей. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их дифференциальных признаков и механизмов, отличие дислексии от иных, неспецифических ошибок чтения чрезвычайно важны для разработки системы логопедической работы по коррекции и предупреждению этих нарушений.

Чтение представляет собой сложный психофизиологический процесс, в котором участвуют различные анализаторы: зрительный, речедвигательный, речеслуховой. Б.Г. Ананьев писал, что в основе его лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».

По своим психофизиологическим механизмам чтение является более сложным процессом, чем устная речь, вместе с тем оно не может рассматриваться вне единства письменной и устной речи.

Специальными исследованиями, проведенными сотрудниками Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.

Проблема по раннему выявлению, предупреждению и коррекции фонематической дислексии у младших школьников, продолжает оставаться актуальной в коррекционной педагогике и логопедии, и связана с тем, что в последние годы в общеобразовательных школах количество учащихся, имеющих недостатки чтения и письма на фоне недостатков развития фонематических процессов, значительно увеличилось.

Таким образом, поиск новых оптимальных путей совершенствования процесса обучения чтению в условиях специального коррекционного воздействия определяет актуальность проблемы.

Цель исследования – совершенствование процесса обучения чтению младших школьников с учетом сформированности фонематических операций анализа и синтеза.

Объект исследования – процесс чтения младших школьников, имеющих недостатки развития фонематических процессов.

Предметом исследования является состояние фонематических операций анализа и синтеза у учащихся начальных классов общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования. Мы предположили, что трудности овладения процессом чтения у младших школьников во многом обусловлены несформированностью фонематической системы, особенно операций фонематического анализа и синтеза.

Специально организованная система работы по формированию указанных операций, поиск специальных методов и приемов, дополняющих общеизвестные, будут способствовать оптимизации процесса обучения чтению.

В соответствии с поставленной целью и гипотезой нами были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить психологическую, психолингвистическую, методическую и специальную литературу по проблеме исследования.

2. Провести системный анализ и оценку факторов, определяющих возможность осуществления операций фонематического анализа и синтеза в процессе чтения учащимися.

3. В процессе констатирующего эксперимента осуществить сравнительный анализ процесса формирования навыков чтения между учащимися с нарушением фонематической системы и учащимися, не имеющих таких нарушений.

4. Выявить влияние недостатков развития фонематических процессов на характер чтения учащихся младших классов.

5. Теоретически обосновать и экспериментально разработать основные направления коррекционной работы по формированию операций фонематического анализа и синтеза в процессе обучения чтению.

Для решения поставленных задач использовались методы:

анализ литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической);

разработка, проведение констатирующего и обучающего экспериментов, направленных на изучение и коррекцию особенностей дислексии, обусловленной нарушением операций анализа и синтеза;

изучение медико-психолого-педагогической документации детей: личные дела, протоколы ПМПК, медицинские, речевые карты;

беседы с логопедами, педагогами, родителями;

количественный и качественный анализ результатов исследования с использованием методов статистической обработки.

Структура выпускной квалификационной работы на тему «Нарушения фонематического анализа и синтеза при дислексии у младших школьников» состоит из:

- введения, в котором обоснована актуальность проблемы, определены цель, задачи и гипотеза исследовательской работы;

- главы 1, в которой рассматриваются психофизиологическая структура процесса чтения, специфические нарушения чтения и дана характеристика понятия «фонематическая дислексия»;

- главы 2, где поставлены цель и задачи экспериментального исследования, описана методика организации и анализ результатов констатирующего эксперимента;

- главы 3, в которой рассмотрены принципы и методы, направления и этапы коррекционной работы, а также описаны результаты коррекционно-педагогического обучения;

- заключения, где дается теоретическое обобщение результатов исследования, сформулированы основные выводы;

- списка литературы и Приложения.

Это интересно

Изобразительное искусство как средство художественного воспитания, образование школьников
В системе образования особое место занимает эстетическое воспитание, способствующее активизации развития мировоззрения, интеллектуальных и творческих потенций личности. Для того чтобы воздействие на ребенка было более эффективным система эстетического воспитания должна быть единой, объединяющей все ...

Специфика контроля по русскому языку
Контроль за уровнем достижений учащихся по русскому языку проводится в форме письмен­ных работ: диктантов, грамматических зада­ний, контрольных списываний, изложений, те­стовых заданий. Диктант служит средством проверки орфо­графических и пунктуационных умений и на­выков. Грамматический разбор есть ...

Использование элементов игровой технологии при изучении экономики в процессе профессионального образования
Одним из звеньев системы работы преподавательского коллектива в данном направлении является метод конкретных ситуаций. «Родиной» данного метода, являются Соединенные Штаты Америки, а более точно — Школа бизнеса Гарвардского университета». Впервые он был применен в 1924 году. «Культурологической осн ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru