Бурное развитие компьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей и подростков. А создание воспитательного пространства – это необходимое условие становления личности ребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами. Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютер сочетает в себе возможности телевизора, DVD приставки, музыкального центра, книги В настоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать с компьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры.
Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следует отметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально – психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этого процесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютерной зависимости появился еще в 1990 году. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной "наркомании", вызванной техническими средствами. Компьютеризация всех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событий последней четверти XX века. Компьютер стал неотъемлемой частью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей и подростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество исследований
Цель исследования: рассмотреть досуговую деятельность подростков как одно из средств борьбы с проблемой компьютерной зависимости и роль педагога-организатора в организации досуга.
Объектом исследования: выступает компьютерная зависимость подростков.
Предметом исследования: организация досуга детей и подростков с целью предупреждения компьютерной зависимости.
Гипотеза: увлеченность компьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности более рациональный характер и сделать досуговую деятельность детей более разнообразной
Задачами исследования:
-проанализировать научно – методическую литературу по проблеме компьютерной зависимости среди детей и подростков.
-Выявить место компьютера в жизнедеятельности современных детей и подростков
-Разработать рекомендации для родителей учащихся 6,7 и 8 классов по профилактике компьютерной зависимости
Методологическая основа исследования:
Теоретические (анализ психолого – педагогической литературы)
Эмпирические (наблюдение)
Методы статистической обработки результатов.
Теоретическая основа исследования:
проблема компьютерной зависимости встречается у педагогов:
М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л. Новоселова, Ш. Текл
Характеристика работы подросткового возраста раскрыта в работах некоторых психологов: Шутова Н.В., Шевченко Ю., Исаева А., И. Копейкина,
Е. Ефимова, А.Сотникова, К.Ермакова.
Методы исследования: педагогический эксперимент, анкетирование.
Понятийно-категориальная основа исследования:
Педагог-организатор-это человек, которого отличают склонности к деятельности, связанной с воздействием на других людей, склонность организовывать людей к совместной деятельности.
Компьютер-это программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами. (т.е. компьютер - это комплекс программно-управляемых электронный устройств)
Компьютерная зависимость-пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми.
Подросток-несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов.
Профилактика-это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья путем устранения причин и источников заболевания.
Компьютерные игры- компьютерная программа, служащая для организации игрового процесса, связи с партнёрами по игре, или сама выступающая в качестве партнёра. Существуют попытки выделить компьютерные игры как отдельную область искусства, наряду с театром, кино и т. п.
Опытно-экспериментальная база исследования: эксперимент осуществляется на базе областного центра социальной помощи семье и детям "Журавушка". В эксперименте участвуют 15 дети в возрасте с 7 до 13 лет.
Основные этапы исследования:
1) изучение психолого-педагогической литературы по проблеме компьютерной зависимости (октябрь-февраль).
2) анализ проделанной работы (март-апрель).
Это интересно
Психологические особенности детей младшего
школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6 - 7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу. По мнению Мухиной В.С., в настоящее время школа принимает, а родители отдают ребенка в 6-7 лет. Школа берет на себя ответственность через формы различных собеседований ...
Основные принципы воспитания в семье
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения, где ж ...
Условия эффективности игры как воспитательного средства
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использован ...