При рассмотрении эмоциональных реакций в качестве сигналов удовлетворения тех или иных потребностей ребенка можно заключить, что врожденной эмоциональной обусловленностью обладают следующие потребности:
ü самосохранения (страх);
ü в свободе движения (гнев);
ü в получении специфических раздражителей, свидетельствующих о психической защищенности (удовольствие).
С точки зрения таких ученых, как Э.Гельгорн и Дж.Луфтбор- роу, именно эти потребности составляют основу эмоциональной жизни человека.
Общую тенденцию развития эмоциональной сферы точно выразил Г. Мюнстерберг: «Вначале чувствования вызываются только состояниями собственного тела ребенка. Голод, усталость и физическое раздражение неприятны, легкое возбуждение и принятие пищи приятны; позднее предметы внешнего мира и люди доставляют удовольствие и неудовольствие, а затем, наконец, достигается та стадия, когда вещи заменяются словами, и объекты мысли становятся источниками удовлетворения и неудовлетворения».
Общую закономерность развития эмоциональной сферы ребенка от рождения до взросления определяет социализация содержания и форм проявления эмоций.
№ |
Содержание изменений |
Предпосылки и условия изменений |
1. |
Ситуативная вариативность эмоционального реагирования |
Отрыв эмоции от конкретной ситуации или объекта, выражающийся в варьировании эмоционального реагирования в зависимости от конкретной ситуации |
2. |
Расширение ряда эмоциональных модальностей (базовые- социальные) |
Переход на новый уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе обогащения эмоционального опыта |
3. |
Опознание эмоциональных состояний по выражению лица |
Необходимость расширения средств коммуникации и сопровождения игровой деятельности при условии дифференцированности восприятия различных эмоциональных состояний |
4. |
Социальное преобразование выражения эмоций |
Произвольная регуляция эмоционального переживания и его выражения (контроль и трансформация способов эмоционального реагирования) |
5. |
Расширение и усложнение знаний об эмоциях |
Необходимый уровень когнитивного развития и объем эмоционального опыта |
6. |
Формирование структуры представлений об эмоциях |
Образование системы знаний об эмоциональном явлении, включающей причины, содержание, способы выражения и последствия определенного эмоционального переживания |
7. |
Вербальное обозначение эмоций |
Формирование «словаря эмоций», обозначающего сущность и название эмоциональных проявлений |
Это интересно
Кружок математики в 5 классе, организованный с помощью проблемного метода
обучения
Кружок рассчитан на 10 занятий. Возможно проведение кружка в любой период обучения в 5 классе, так как материал кружковых занятий не связан с программным материалом. С нашей точки зрения целесообразно проводить данный кружок во втором полугодии, а в первом полугодии можно организовать кружок, содер ...
Понятие «аффект»
Очень часто в профессиональном языке психологов и психиатров, как и в академической литературе по психологии используется термин «аффект», и в большинстве случаев такое слово является синонимом термина эмоция. Термин аффект, введён нидерландским философом 17-го века Спинозой и он считается родонача ...
Содержание, формы организации экологического кружка «Мой край родной»
Прежде чем преступить к работе по организации кружка была проведена подготовительная работа. Для этого, прежде всего, с помощью почтовых ящиков под названием «Хочу все знать», нами были выявлены интересы детей. Детям было предложено писать свои письма и вопросы, которые их интересуют. Послания были ...