Для определения направлений формирования эмоциональной сферы детей рассмотрим задачи программ: программы социально-эмоционального развития дошкольников «Я-ты-мы» и программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь».
Программа «я-ты-мы»
Цель программы: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности. Рассчитана на детей 3-6лет.
В программе «я-ты-мы» выделяют три основных раздела:
Раздел 1. Уверенность в себе
Раздел 2. Чувства, желания, взгляды
Раздел 3. Социальные навыки
Первый раздел программы «Уверенность в себе» предполагает решение следующих задач. Помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, уникален и неповторим.
Второй раздел программы «Чувства, желания, взгляды» призван научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции – чувства и переживания, а также понимать эмоциональные состояния других людей.
Третий раздел «Социальные навыки» предполагает обучение детей эстетически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми.
На каждую возрастную группу задачи прописаны по всем трём разделам: см. приложение №2.
Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
Цель программы: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Программа состоит из двух частей:
Часть 1. Работа с дошкольниками (Тренинговая программа "Давайте жить дружно", тренинговая программа "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь") Часть 2. Работа с младшими школьниками (Коррекционно-развивающая программа "Я учусь владеть собой).
Данная программа направлена на работу с «предметными чувствами».
Первая программа ("Давайте жить дружно") позволяет ребенку легче адаптироваться в группе детей, создает безопасное пространство общения, условия для самовыражения, объединяет всех детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплоченности.
Вторая программа ("Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь") помогает осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.
Программа представлена в виде подробных сценариев занятий. Авторы подчеркивают, что их разработки могут служить и основой для создания собственных сценариев с учетом потребностей и особенностей каждой конкретной группы, что предполагает обязательный элемент творчества в работе. Программа рассчитана на детей 4-6 лет.
Таким образом, обе программы парциальные и направлены на развитие эмоциональной сферы ребёнка. Программы различаются по возрастам использования. Программа "Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь" рассчитана на работу с более позднего возраста (с 4 лет), но при этом включает часть школьного возраста, что должно обеспечиваться качественной преемственностью программ сада и школы, что вызывает сложности. Программа же «Я-ТЫ-МЫ» полностью дошкольная и начинается с более раннего возраста (с 3 лет). Обе программы очень интересны по содержанию (включают важные рекомендации и интересные, на наш взгляд, детям занятия), программы хорошо разработаны.
Это интересно
Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе
С целью внедрения элективного курса по пошиву детской одежды в 8 классе мы составили программу. Представим ее содержание. Программа элективного курса «Пошив детской одежды» в 8 классе Пояснительная записка Шить на малышей сложнее, чем на взрослых людей, так как тяжело снимать мерки с этих непосед, ...
Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики
Большое влияние на самочувствие и работоспособность человека оказывает микроклимат производственных помещений, который определяется температурой воздуха, его составом и давлением, относительной влажностью, скоростью движения потоков. В соответствии с ГОСТом 12.1.005-76 и СНиПом II-4-79 следует собл ...
Народное воспитание в наследии классиков педагогики
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отнош ...