pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика преподавания сольфеджио в музыкальной школе » Интонационные упражнения

Интонационные упражнения

Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы.

Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на которые нацеливает программа.

Разнообразные слуховые упражнения служат для накопления внутренних слуховых представлений и является средством развития разных сторон слуха, как бы гимнастикой слуха. Они дают возможность совершенствовать восприятие различных элементов музыкального языка, овладеть навыками их воспроизведения. В дальнейшем интонационные упражнения должны помочь узнаванию этих элементов при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыков чтения с листа.

Для достижения прочности знаний и умений нужно помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет четыре стадии: ознакомление, слушание, запоминание путем многократного повторения, умение точно, красиво и быстро воспроизвести. Поэтому все интонационные упражнения надо сперва слушать, затем петь хором всем классом и лишь после этого проверять каждого учащегося отдельно, устраняя выявленные индивидуальные недостатки.

Формы исполнения интонационных упражнений могут быть самыми разными: это может быть пение хором, группами, индивидуально, «цепочкой», чередуя пропевания вслух и про себя, сольфеджируя, с закрытым ртом, с текстом и т.д.

Ритм при пении упражнений лучше всего выбирать равномерный, темп – спокойный.

Возможны специальные ритмические упражнения:

1.На сольмизацию, то есть названия нот без пения в заданном ритме;

2.На воспроизведение ритма примера без пения, путем выстукивания или выполнения его на слоги;

3.На выстукивание ритмического сопровождения в мелодии.

При построении интонационных упражнений надо избегать штампов, заученных схем: менять ритм, расположение, направление движения. Так, интервалы и их разрешения необходимо петь вверх и вниз.

Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков, о работе над развитием голоса учащихся. Многие педагоги в начале урока проводят хоровое распевание, своеобразную вокальную зарядку. В течение всего урока педагог должен неустанно следить за качеством пения, чтобы не пели учащиеся.

Основные требования, которые можно предъявлять к качеству пения на уроках сольфеджио: пение legato, распевно, а не «точечным» звуком; свободное организованное дыхание, смена дыхания по фразам или по имеющимся в тексте указаниям; пение легким звуком с динамикой от piano до mezzo forte; четкое, ясное произнесение названий нот или текста; осмысленность, выразительность исполнения.

Материалом для интонационных упражнений могут быть: тетрахорды, гаммы, ступени гамм, попевки, интервалы, аккорды, последовательности, секвенции тональные и модулирующие, распевы, настройки, песни.

Как правило, в начале пения каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой, затем постепенно переходить к пению а cappella. При пении a cappella следует не торопить ученика, а дать ему возможность сперва услышать звучание внутренним слухом, а затем уже воспроизвести голосом. Многоголосные упражнения следует включать в работу как можно раньше и далее вести работу параллельно.

Это интересно

Методические рекомендации по проведению детского праздника
Изучение опыта работы по подготовке и проведению детских праздников позволяет нам выделить следующие методические рекомендации: · Деятельность детей на празднике должна быть осознанной. Ребенку нужно объяснить, что такое праздник. Только при этом условии можно создать необходимые мотивы деятельност ...

Использование систем информационного обеспечения для решения задач управления школой
При формировании информационного обеспечения управления школой необходимо ответить на ряд вопросов: какая информация нужна и как организовать ее сбор. При этом собранные данные можно считать информацией в полном смысле слова лишь при условии ее использования для решения конкретных внутриорганизацио ...

Технология обучения произношению
Целью обучения произношению является овладение слухо-произносительной стороной говорения и чтения: умениями слушать и слышать, развитие фонематического слуха; навыками произношения, т.е. доведенное до автоматизма владение артикуляторной базой иностранного языка, способами интонирования; развитие вн ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru