pedagogyreview
Разное по педагогике » Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием » Использование речевого и дидактического материала для развития фонематического восприятия

Использование речевого и дидактического материала для развития фонематического восприятия

Страница 2

3. Словообразование.

Л: Звук У, ребята, такой хитрый, взял и сбежал из слов. Давайте поможем словам?

Показывает картинку: «дача» и картинку с буквой У, соединяет их вместе.

Л: Какое слово получилось?

Д: Удача.

(так же и со словом «дочка» - «удочка»)

Л: А теперь сами измените слова так, чтобы появился звук Ч (раздаёт картинки): река – речка, рука – ручка, лиса – лисичка, паук – паучок.

Л: Откройте тетради, у вас начерчены схемы слов, отгадайте загадки, отгадки напишите в клетках схемы:

Течёт, течёт, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит. (Речка). Записывают.

Упадёт – подскочит,

Ударит – не плачет. (Мячик). Записывают.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в реке. (Удочка). Записывают.

4. Физ. минутка.

Л: Положите ручки, закройте тетради, отдохнём.

Чу-чу-чу – чу-чу-чу – сжимают и разжимают пальцы

Я сейчас зажгу свечу, показывают руками «свечу»

Ча-ча-ча – ча-ча-ча – поднимают руки вверх со «свечой»

Горит яркая свеча. Покачивают вправо-влево

Чи-чи-чи – чи-чи-чи – покачивают вправо-влево

Сели мы вокруг свечи, соединяют все вместе в центре стола

Че-че-че – че-че-че – изображают руками книгу

Почитаем при свече! «читают»

Ча-ча-ча – ча-ча-ча – раскрывают пальцы из «свечи»

Догорела вся свеча. Руки на столе.

5. Игра «Расскажи, что ты хочешь делать?»

У детей и логопеда конверты, в них картинки: книга, качели, чемодан, карандаш, печенье.

Л: Придумайте действия, которые можно выполнить с этими предметами, в словах обязательно должен быть звук Ч. Расскажите, что вы хотите делать.

Примерные ответы: Я хочу читать книгу, качаться на качелях, чинить чемодан, точить карандаш, печь печенье.

Затем организуется диалог, дети задают вопрос: Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях? Ты хочешь чинить чемодан или точить карандаш?

6. Итог занятия.

Л: Чему вы сегодня научились?

Задания и упражнения для закрепления навыков правильного звукопроизношения.

1. Сказка про глухие и звонкие согласные звуки.

Решили согласные звуки в путешествие отправиться. Да вот беда: одни в шумный город поехать хотят, другие в тихий лес, на природу.

Те звуки, что в город стремятся, сами голосистые, им бы в городе и жить: они звенят, как трамвай – ЗЗЗ!, жужжат, как мотор – ЖЖЖ!, стучат, как молот – ДДД!, рычат, как бульдозер – РРР!

А на природу робкие тихони собираются, их голоса на звуки природы походят:

ШШШ! – шуршат они листвой, ССС! – скользят ручейком, ТТТ! – стучат по дереву дятлом, ФФФ! – веют ветерком, ЦЦЦ! – цокают копытцами по дороге.

С тех пор так и повелось. Звонкие согласные всегда о себе громко заявляют, во весь голос. А глухие согласные… их трудно услышать, напоминать же нам о себе они стесняются. Как же быть? Просто. Этих скромников легко запомнить, если позвать два гласных на помощь и сложить стихотворение из букв.

КА пэ тэ

Эф ха цэ

Ча ша ща

Эс

2. Буквы Е и Ё.

Учитель лесной школы Михаил Иванович показал ученикам две новые буквы – Е и Ё.

- Смотрите, - сказал он, - буква Е похожа на гребёночку. С неё начинаются слова: ЕЖЕВИКА, ЕНОТ, ЕДИНИЦА. Если над буквой поставить две точки, она превратится в букву Ё. С буквы Ё начинаются колючие слова: ЁЖИК, ЁЛКА, ЁРШ.

Используя на занятии разные виды сказок и историй, можно давать задания на повторение: Повтори какие звуки живут в городе, а какие в лесу; Назови слова на Е и Ё. Это способствует автоматизации звуков и введение их в речь.

3. Чистоговорки.

Ша-ша-ша – у Даши каша.

Шу-шу-шу – Даша кушает кашу.

Аш-аш-аш – у Паши шалаш.

Ош-ош-ош – у Миши ковш.

За-за-за – здесь стоит коза.

Зы-зы-зы – мало сена у козы.

Зу-зу-зу – отвязали мы козу.

Ра-ра-ра – начинается игра.

Ры-ры-ры – у Ромы шары.

Ру-ру-ру – продолжаем мы игру. И т.п.

4. Добавлялки.

Белокрылый альбатрос

Верен морю, как … (матрос).

Как бы мне пошла корона! –

Важно каркает … (ворона).

Жарким летом по горам

В шубе бегает … (баран).

В колючках ёж и ёрш

Но сразу разбурёшь:

Кто ёжится – тот… (ёж),

А кто ёршится – тот … (ёрш).

В реке большая драка –

Поссорились два … (рака).

5 Дидактические игры с картинками (предметными и сюжетными).

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Вычисление средней ошибки разности
Условное обозначение средней ошибки разности - t. Таким образом, установлены основные статистические параметры, характеризующие количественную сторону эффективности одной из методик обучения метанию малых мячей в цель. Но в приведенном примере речь шла о сравнительном эксперименте, в котором сопост ...

Проблема агрессивности и её представления в психолого-педагогических исследованиях. Виды агрессивности в детском возрасте
Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества. В подростковой жизни нередко встречаются формы насильственного поведения, определяемые в терминах «задиристость», «драчливость», «озлобленность», «жестокость». Психологи обычно говорят об ...

Система творческих заданий как средство развития творческих способностей младших школьников
Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. Творческие задания - задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru