pedagogyreview
Разное по педагогике » Педагогический контроль в современном преподавании иностранных языков » Понятие контроля. Задачи и цели контроля

Понятие контроля. Задачи и цели контроля

В этой главе будут рассмотрены и проанализированы определения понятия «контроль» из разных источников, чтобы наиболее полно отразить контроль как педагогический процесс, составляющие контроля и его особенности. Важно отметить, что контроль в обучении отличается от контроля в других областях и профессиональных сферах и обычно называется «педагогический контроль». Поэтому ниже будут приведены определения, которые применимы к теории обучения. Также будут рассмотрены задачи и цели педагогического контроля, выделяемые разными авторами.

В толковом словаре Ожегова контроль определяется как «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки»[8]. В словаре методических терминов контроль – это «процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса». Басова Н.В. в своей работе «Педагогика и практическая психология» дает следующее определение контроля: «педагогический контроль – это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса» .

И.П.Подласый определяет контроль как «выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых», отмечая при этом, что выявление и измерение – это составляющие проверки, соответственно, частью контроля является проверка. Челышкова отмечает, что педагогический контроль представляет собой «единую методическую и дидактическую систему проверочной деятельности» . Таким образом, контроль в обучении может рассматриваться как процесс, способ и система выявления знаний, умений и навыков обучаемых, которые подчиняются обще-дидактическим и собственно-методическим принципам конкретного предмета обучения. Кроме того, контроль представляет собой оценивание деятельности как учащихся, так и самого преподавателя.Это логично, так как результаты контроля навыков и умений учащихся зависят как от их труда, так и от труда педагога по формированию ЗУН.

Чтобы определить успешность того или иного педагогического процесса или урока, необходимо сопоставить результаты с целями, которые были поставлены преподавателем в ходе подготовки к уроку. Это же касается и контроля, однако при определении задач и постановке целей урока, включающего контроль, преподаватель должен руководствоваться исконными задачами и целями контроля. Говоря о сопоставлении результатов с целями, необходимо отметить, что сам процесс контроля включает в себя «сравнение, сличение объекта и эталона». Возникает вопрос: что принимать за эталон? Ответ – Временный государственный образовательный стандарт, в котором есть критерии оценивания объекта контроля, т.е. речевых навыков и умений. Пример таких критериев – языковая правильность речевого высказывания, успешность решения той или иной коммуникативной задачи. В.М.Филатов утверждает, что главным аспектом контроля является его направленность на совместную деятельность учителя и учащихся, и эту направленность можно увидеть в целях контроля, которые будут рассмотрены ниже.

По мнению Телеевой Е.В., задача контроля – это педагогически целесообразная организация и направление умственных действий обучаемых в процессе осуществления контрольной процедуры. К целям контроля другие авторы относят следующее:

оценить достижения учащихся;

«определить уровень сформированности речевых умений» [Гальскова, 2006];

выявить трудности, с которыми сталкивается как класс (группа) в целом, так и отдельные учащиеся, что может «служить основанием для индивидуализации и дифференциации обучения»;

диагностировать и корректировать ЗУН;

учесть результативность отдельного этапа процесса обучения;

определить итоговые результаты обучения на разном уровне;

позволить учащимся корректировать свою учебную деятельность;

стимулировать учебную деятельность и повышать мотивацию учащихся;

проанализировать свою деятельность и исправить методологические ошибки.

Обеспечить управление процессом обучения, внося в него соответствующие изменения.

Это интересно

Функции педагогической деятельности
Педагогика - как наука - это совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем. Функции педагогической деятельности (функции (от лат.) - обяз ...

Свойства тестов
Тесты должны обладать следующими свойствами: - валидность (адекватность, обоснованность); - определенность (общепонятность); - надежность; - практичность; - простота в использовании; - прогностическая ценность. Валидность теста отражает, что именно должен измерить тест и на сколько хорошо он это де ...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН
Помимо указанных выше нарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН: - внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабо сформированным произвольное в ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru