pedagogyreview
Разное по педагогике » Педагогический контроль в современном преподавании иностранных языков » Понятие контроля. Задачи и цели контроля

Понятие контроля. Задачи и цели контроля

В этой главе будут рассмотрены и проанализированы определения понятия «контроль» из разных источников, чтобы наиболее полно отразить контроль как педагогический процесс, составляющие контроля и его особенности. Важно отметить, что контроль в обучении отличается от контроля в других областях и профессиональных сферах и обычно называется «педагогический контроль». Поэтому ниже будут приведены определения, которые применимы к теории обучения. Также будут рассмотрены задачи и цели педагогического контроля, выделяемые разными авторами.

В толковом словаре Ожегова контроль определяется как «проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки»[8]. В словаре методических терминов контроль – это «процесс определения уровня знаний, навыков, умений обучаемого в результате выполнения им устных и письменных заданий и формулирование на этой основе оценки за пройденный раздел программы, курса». Басова Н.В. в своей работе «Педагогика и практическая психология» дает следующее определение контроля: «педагогический контроль – это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса» .

И.П.Подласый определяет контроль как «выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых», отмечая при этом, что выявление и измерение – это составляющие проверки, соответственно, частью контроля является проверка. Челышкова отмечает, что педагогический контроль представляет собой «единую методическую и дидактическую систему проверочной деятельности» . Таким образом, контроль в обучении может рассматриваться как процесс, способ и система выявления знаний, умений и навыков обучаемых, которые подчиняются обще-дидактическим и собственно-методическим принципам конкретного предмета обучения. Кроме того, контроль представляет собой оценивание деятельности как учащихся, так и самого преподавателя.Это логично, так как результаты контроля навыков и умений учащихся зависят как от их труда, так и от труда педагога по формированию ЗУН.

Чтобы определить успешность того или иного педагогического процесса или урока, необходимо сопоставить результаты с целями, которые были поставлены преподавателем в ходе подготовки к уроку. Это же касается и контроля, однако при определении задач и постановке целей урока, включающего контроль, преподаватель должен руководствоваться исконными задачами и целями контроля. Говоря о сопоставлении результатов с целями, необходимо отметить, что сам процесс контроля включает в себя «сравнение, сличение объекта и эталона». Возникает вопрос: что принимать за эталон? Ответ – Временный государственный образовательный стандарт, в котором есть критерии оценивания объекта контроля, т.е. речевых навыков и умений. Пример таких критериев – языковая правильность речевого высказывания, успешность решения той или иной коммуникативной задачи. В.М.Филатов утверждает, что главным аспектом контроля является его направленность на совместную деятельность учителя и учащихся, и эту направленность можно увидеть в целях контроля, которые будут рассмотрены ниже.

По мнению Телеевой Е.В., задача контроля – это педагогически целесообразная организация и направление умственных действий обучаемых в процессе осуществления контрольной процедуры. К целям контроля другие авторы относят следующее:

оценить достижения учащихся;

«определить уровень сформированности речевых умений» [Гальскова, 2006];

выявить трудности, с которыми сталкивается как класс (группа) в целом, так и отдельные учащиеся, что может «служить основанием для индивидуализации и дифференциации обучения»;

диагностировать и корректировать ЗУН;

учесть результативность отдельного этапа процесса обучения;

определить итоговые результаты обучения на разном уровне;

позволить учащимся корректировать свою учебную деятельность;

стимулировать учебную деятельность и повышать мотивацию учащихся;

проанализировать свою деятельность и исправить методологические ошибки.

Обеспечить управление процессом обучения, внося в него соответствующие изменения.

Это интересно

Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию старших дошкольников с помощью формирования системы знаний о животных
В соответствии с целью, перед исследованием были поставлены следующие задачи: • проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе; • разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования старших дошкольников с помощью ...

Понятие компьютер, компьютерная зависимость
Компьютер - это программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами (т.е. компьютер - это комплекс программно-управляемых электронный устройств). Длительная работа за компьютером вызывает выраженну ...

Основные теории мотивации к обучению
Изучением мотивации занимались многие психологи, поэтому в современной психологической науке представлены самые разнообразные ее толкования. Так, А.К. Маркова под мотивами учения понимает направленность ученика на разные стороны учебной деятельности. Соответственно мотивы могут быть познавательными ...

Навигация по сайту

© 2023 Copyright www.butem.ru