pedagogyreview
Разное по педагогике » Педагогическое взаимодействие в воспитании » Методика организации педагогического взаимодействия

Методика организации педагогического взаимодействия

Страница 2

При разработке проблемы педагогической поддержки необходимо отметить концепцию гуманистического воспитания В. А. Сухомлинского, который в своих воззрениях исходил из того, что "…каждый ребёнок - это целый мир, совершенно особый, уникальный" и "истинная гуманность педагогики заключается в том, чтобы уберечь радость, счастье, на которые имеет право ребёнок". "Нельзя сводить духовный мир маленького человека к учению. Он должен быть не только школьником, но, прежде всего, человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями. Подлинная школа - это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечении". Рассматривая сущность педагогической поддержки как особой сферы профессиональной деятельности учителя, Сухомлинский большое значение придавал личности преподавателя, говоря, что "рядом с каждым питомцем должна стоять яркая человеческая личность". В педагогической теории и практике Сухомлинского разработан целый спектр условий и средств реализации педагогической поддержки, главными среди которых выступают: 1) богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; 2) ярко выраженная гражданская сфера духовной жизни воспитанников и воспитателей; 3) самодеятельность, творчество, инициатива как особые грани проявления разнообразных отношений между членами коллектива; 4) постоянное умножение духовных богатств, особенно идейных и интеллектуальных; 5) гармония высоких, благородных интересов, потребностей и желаний; 6) создание и заботливое сохранение традиций, передача их от поколения поколению как духовного достояния; 7) эмоциональная жизнь коллектива.

В современной отечественной науке одним из первых о педагогической поддержке заговорил О. С. Газман, который понимал под ней "процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни". Педагогическая поддержка в условиях личностно ориентированного подхода, по мнению О.С. Газмана, рассматривается в качестве особой сферы деятельности педагога и направлена на стимулирование самостановления ребёнка как индивидуальности.

Н.Н. Михайлова и С. Юсфин понимают педагогическую поддержку как "особый предмет, направленный на сохранение и развитие всех тех благ, которые дает ребёнку образование, когда оно не входит в противоречие ни с его физическим здоровьем (перегрузка), ни с психологическим (снижением самооценки и потеря собственного достоинства), ни с социальным (успешность в осваивании социальных ролей, развитие социально важных качеств – самостоятельности и ответственности)". Именно в этом ключе должны осуществляться педагогические действия, направленные на развитие у личности способностей к самоопределению, самореализации и самореабилитации. Это особый механизм, позволяющий становится человеком не только знающим и умеющим, но и управляющим жизненной ситуацией, в том числе и образовательной. И.В. Воронкова под педагогической поддержкой понимает "совместную деятельность участников воспитательного процесса, создающую условия для самопознания и самореализации воспитанника, направленную на принятие себя и другого, на конструктивное построение межличностных отношений". И.Д. Фрумин определяет педагогическую поддержку как "педагогические действия, ставящие своей целью помощь школьникам в самореализации, в решении различных жизненных, образовательных проблем".

Авторы ряда зарубежных источников (К. Валстром, К. Мак Лафлин, П. Зваал, Д. Романо и др.) под педагогической поддержкой понимают помощь ученику в затруднительной ситуации, для того чтобы он научился самостоятельно решать собственные проблемы и справляться с повседневными трудностями, что предполагает помощь в познании себя и адекватном восприятии окружающей среды.

Принципиальное значение для понимания сущности педагогической поддержки социализации имеют взгляды представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс). Согласно их воззрениям главное в личности - её устремлённость в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей. Основную задачу школы они видят в формировании человека как уникальной личности, выступая против механических принципов обучения. Чтобы реализовать данный подход, необходимо принципиально отказаться от механических принципов воспитания, в целях чего следует устранить следующие препятствия: а) недостаток информации личности о себе; б) непонимание личностью стоящих перед ней проблем; в) недооценка личностью собственных возможностей, интеллектуального, эмоционального и волевого потенциала.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Эффект насилия в средствах телевидения и его влияние на поведение школьников
За последние 40 лет в мире было проведено более 1000 исследований, посвященных влиянию телевидения и кинематографа на детей. Исследования проводились во многих странах мира, среди мальчиков и девочек, принадлежащих к различным расам, национальностям и социальным группам. Тем не менее, результаты ис ...

Воспитание воина на Руси через игру
Подготовка воина начиналась с детства, которое, надо заметить, В Древней Руси было гораздо короче cовpeмeннoгo. В пятнадцать-шестнадцать лет мужчина уже считался взрослым, женился и начинал самостоятельную жизнь. Юный землепашец мог обзавестись своим хозяйством, юный ремесленник - своей мастерской, ...

Анализ и самоанализ педагогической деятельности учителя
Область проявления педагогического творчества определяется структурой основных компонентов педагогической деятельности и охватывает практически все ее стороны: планирование, организацию, реализацию и анализ результатов. Представление о себе и педагогической деятельности требует обобщения и анализа. ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru