Понятие группы. Виды (классификация) групп. Большие и малые социальные группы. Определение малой группы и её границы. Классификация малых групп. Стили лидерства. Процесс принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности. Стадии и уровни развития группы. Социометрическое направление в изучении малых групп.
Понятие группа в психологической категории введено в XIX веке.
Группы – большие социальные сообщества. Проблема групп, в которых объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. В общественных науках, в принципе, может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики подразумеваются условные группы: произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию.
Виды (классификация) групп.
Группы классифицируются по уровню их развития и, соответственно, по характеру взаимоотношений в них. Ведущим критерием классификации является опосредствование групповых взаимоотношений содержанием совместной деятельности. В зависимости от содержания совместной деятельности, т.е. от целей, задач, А. П. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды:
1) диффузная;
2) просоциальная ассоциация;
3) коллектив;
4) асоциальная ассоциация;
5) корпорация.
Диффузная группа — общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, её целями и ценностями.
Просоциальная ассоциация — группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности.
Коллектив — группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.
Асоциальная ассоциация — общность, где взаимоотношения людей не опосредствуются общим содержанием совместной деятельности.
Корпорация — это группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для её членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.
Большие и малые социальные группы.
Большая и малая социальные группы не просто различаются по количеству членов, это принципиально разные типы групп.
К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля.
Малые группы это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, эксперименты). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп, так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.
К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определённому социальному слою (экономическое положение), нахождение в определённом месте в определённый час и другое.
Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа:
Этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.
Публика, толпа, аудитория общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определённого государства.
Это интересно
Кружок математики в 5 классе, организованный с помощью проблемного метода
обучения
Кружок рассчитан на 10 занятий. Возможно проведение кружка в любой период обучения в 5 классе, так как материал кружковых занятий не связан с программным материалом. С нашей точки зрения целесообразно проводить данный кружок во втором полугодии, а в первом полугодии можно организовать кружок, содер ...
Как облегчить запоминание
Мнемотехника - (от греч mnemonikon - искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий - Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно привяз ...
Теоретические основы организации детских праздников
Термин "праздник" (от греческого слова "Еориз") часто употребляется для характеристики эмоциональных состояний (праздник чувств, эмоций, души, сердца). С праздником ассоциируется чувство приятного, радостного. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, ...