pedagogyreview
Разное по педагогике » Формы и средства обучения » Группа как социально – психологический феномен

Группа как социально – психологический феномен

Страница 1

Понятие группы. Виды (классификация) групп. Большие и малые социальные группы. Определение малой группы и её границы. Классификация малых групп. Стили лидерства. Процесс принятия группового решения. Эффективность групповой деятельности. Стадии и уровни развития группы. Социометрическое направление в изучении малых групп.

Понятие группа в психологической категории введено в XIX веке.

Группы – большие социальные сообщества. Проблема групп, в которых объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. В общественных науках, в принципе, может иметь место двоякое употребление понятия «группа». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики подразумеваются условные группы: произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку, необходимому в данной системе анализа.

С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определённым образом осознают свою принадлежность к этому образованию.

Виды (классификация) групп.

Группы классифицируются по уровню их развития и, соответственно, по характеру взаимоотношений в них. Ведущим критерием классификации является опосредствование групповых взаимоотношений содержанием совместной деятельности. В зависимости от содержания совместной деятельности, т.е. от целей, задач, А. П. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды:

1) диффузная;

2) просоциальная ассоциация;

3) коллектив;

4) асоциальная ассоциация;

5) корпорация.

Диффузная группа — общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, её целями и ценностями.

Просоциальная ассоциация — группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности.

Коллектив — группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Асоциальная ассоциация — общность, где взаимоотношения людей не опосредствуются общим содержанием совместной деятельности.

Корпорация — это группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для её членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности.

Большие и малые социальные группы.

Большая и малая социальные группы не просто различаются по количеству членов, это принципиально разные типы групп.

К малым относят разнообразные социальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников, которые в той или иной форме включены в существующую систему общественного производства и контроля.

Малые группы это рабочие коллективы, научные лаборатории, учебные объединения, спортивные команды и т.д. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, эксперименты). И что очень важно: можно вычленить конкретную цель существования таких групп, так как они организованы по поводу какой-то деятельности, материальной или духовной.

К большим группам относят значительные по числу участников и изменяющиеся человеческие сообщества, члены которых не находятся в прямом контакте и вообще могут не знать о существовании друг друга. Членов большой группы объединяют те или иные признаки непсихологического свойства: проживание на одной территории, принадлежность к определённому социальному слою (экономическое положение), нахождение в определённом месте в определённый час и другое.

Большие группы в свою очередь разделяются на два подтипа:

Этносы, классы, профессиональные группы. Их отличает длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории.

Публика, толпа, аудитория общности, возникшие случайно и существующие кратковременно. Однако в них люди некоторое время включены в общее эмоциональное пространство. Этнос трудно представить в виде большой группы людей, расположившихся на какой-то гигантской площадке, так же как всех цирковых артистов или весь средний класс пусть даже только определённого государства.

Страницы: 1 2

Это интересно

Педагогические идеи сказок
Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка. В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, вы ...

Специализированные средства мультимедиа и их использование в обучении школьников
Большой интерес представляют специализированные мультимедиа-средства, основное предназначение которых - повышение эффективности обучения. К числу таких современных средств, в первую очередь, необходимо отнести интерактивные мультимедиа доски. Программно-аппаратный комплект "Интерактивная доска ...

Понятие творческой личности в исследованиях и литературе
Под творческой личностью понимают личность, способную к созидательно-инновационной деятельности и самосовершенствованию. Основными компонентами творческой личности являются: а) творческая направленность (мотивационно-потребностная ориентация на творческое самовыражение, целевые установки на личност ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru