pedagogyreview
Разное по педагогике » Методика увеличения словарного запаса на среднем этапе обучения » Теоретические основы лексических навыков устной речи и чтения

Теоретические основы лексических навыков устной речи и чтения

Страница 2

Поскольку целью обучения является развитие устных и письменных форм общения, то владение лексикой иностранного языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели.

Формирование лексических умений и навыков предполагает не только учет сведений формально-структурного характера, но и значение ситуативных, социальных и контекстуальных правил, которых придерживаются носители языка.

Из этого следует, что формальная функциональная стороны являются разными аспектами одного и того же явления. В процессе коммуникации не может быть формы без функции и, наоборот, каждая функция имеет свое языковое выражение. При этом необходимо учитывать тот факт, что между функцией и формой нет однозначного соответствия, общие для многих языков коммуникативные категории в разных языках имеют свою специфику выражения.

Следовательно, проблема соотношения формального и функционального аспектов на лексическом уровне требует обращения немыслимо без системных знаний.

За курс обучения в средней школе учащиеся должны усвоить значение и формы лексических единиц и уметь их использовать в различных ситуациях устного и письменного общения, т.е. овладеть навыками лексического оформления порождаемого текста при говорении и письме и научиться понимать лексические единицы на слух и при чтении.

При осуществлении говорения и письма необходимы следующие навыки, умения и знания:

а) продуктивные навыки:

- правильно выбирать слова/словосочетания в соответствии с коммуникативным намерением;

- правильно сочетать слова в синтагмах и предложениях;

- владеть лексико-смысловыми и лексико-тематическими ассоциациями;

- сочетать новые слова с ранее усвоенными;

- выбирать строевые слова и сочетать их со знаменательными;

- выбирать нужное слово из синонимических и антонимических оппозиций;

- выполнять эквивалентные замены;

- владеть механизмом распространения и сокращения предложений;

- приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего, обладать быстрой реакцией и др;

б) рецептивные навыки (слушание, чтение):

- соотносить звуковой/зрительный образ слова с семантикой;

- узнавать и понимать изученные слова/словосочетания в речевом потоке/графическом тексте;

- раскрывать значение слов с помощью контекста;

- понимать значение слов с опорой на звуковые/графические признаки (аффиксацию, конвертированные лексические единицы, заимствованные слова и т.д.);

- дифференцировать сходные по звучанию и написанию слова;

- владеть механизмом рецептивного комбинирования;

- широко пользоваться прогнозированием и ориентирами восприятия для создания установки на выполнение определенной деятельности с новым (или ранее усвоенным) лексическим материалом и др.;

в) социокультурные знания и умения в области лексики:

- знание безэквивалентной лексики и умение понимать ее в текстах (в том числе с использованием справочников);

- знание лексики, обозначающей предметы и объекты повседневного быта стран изучаемого языка (денежные единицы, меры веса, длины, обозначения времени, дорожные знаки и др.);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно

Методика организации педагогического взаимодействия
Для того чтобы педагогическое взаимодействие было эффективным, в основе методики его организации должна лежать педагогическая поддержка как особая, скрытая от глаз воспитанников позиция педагога, основанная на системе их взаимосвязанного и взаимодополняющего деятельностного общения. Ведущие идеи пе ...

Виды эмоций
Наиболее полной и систематизированной является классификация эмоций, предложенная Б.И. Додоновым, основой для которой является их зависимость от субъективной ценности возникаемых переживаний. Итак, выделяют 10 видов эмоций : 1. Альтруистические эмоции – переживания, возникающие на основе потребност ...

Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов
В условиях стремительного развития информационных технологий становится все более очевидной роль культуры как основы общественного развития, обеспечивающей его динамику путем генерации современных идей и концепций, распространения и воспроизводства их на социальном и личностном уровнях. Особую акту ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru