По мнению И.П. Подласого, образовательное учреждение является инновационным, если учебно-воспитательный процесс основывается на принципе природосохранности, педагогическая система эволюционирует в гуманистическом направлении, организация учебно-воспитательного процесса не ведет к перегрузкам учащихся и педагогов, улучшенные результаты учебно-воспитательного процесса достигаются за счет использования не раскрытых и не задействованных ранее возможностей системы, продуктивность учебно-воспитательного процесса не является только прямым следствием внедрения дорогостоящих средств и медиасистем.
Эти критерии позволяют реально определить степень инновационности любого образовательного учреждения, независимо от его названия. Особенности инновационного образовательного учреждения можно выявить в сравнении с традиционными учреждениями (табл. 1).
Это неполное сравнение показывает, что основополагающими принципами деятельности инновационного образовательного учреждения являются гуманизация, демократизация, индивидуализация и дифференциация.
Таблица 1 Сравнительные характеристики традиционного и инновационного образовательных учреждений
Сравниваемые параметры педагогического процесса |
Образовательные учреждения | |
Традиционное |
Инновационное | |
Цель |
Передача знаний, умений и попутное воспитание, освоение социального опыта |
Содействие самореализации и самоутверждению личности |
Ориентация |
На потребности общества и производства |
На потребности и возможности личности |
Принципы |
Идеологически трансформированы |
Научные, объективные |
Содержание образования |
Разрозненные предметы со слабовыраженными межпредметными связями |
Гуманизированные и личностно-ориентированные культурные ценности |
Ведущие методы и формы |
Информационно-репродуктивные |
Творческие, активные, индивидуально-дифференцированные |
Отношения обучающих и обучающихся |
Субъект-объектные |
Субъект-субъектные |
Роль преподавателя |
Источник и контроль знаний |
Консультант-помощник |
Основные результаты |
Уровень обучения и социализации |
Уровень личностного и профессионального развития, самоактуализации и самореализации |
Это интересно
Условия развития медиакультуры младших школьников
Современные дети более свободно, нежели их педагоги и родители, ориентируются в информационном пространстве – от электронных энциклопедий до сети Интернет. Задача педагога информационной эпохи – развивать критическое мышление ребенка, умение анализировать и отбирать личностно значимую информацию, с ...
Особенность метода проблемного обучения в условиях внеклассной работы
В теории и практике педагогики в настоящее время существует большое количество разнообразных концепций, теорий, подходов к обучению, основанных на тех или иных образовательных целях, на тех или иных особенностях передачи или усвоения знаний, развития личности учащихся и т.д. Наиболее теоретически о ...
Контроль лексических, грамматических
и произносительных навыков
Формирование лексических, грамматических и произносительных навыков является средством развития речевых умений, поэтому они в чистом виде не могут быть объектом итогового контроля только при условии, что они включены в «коммуникативный контекст» [Фоменко, 2008]. Сами навыки могут проверяться в друг ...