pedagogyreview
Разное по педагогике » Психологические особенности адаптации младших школьников. Сравнительный анализ сельской и городской школ » Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте

Эмпирическое исследование психологических особенностей школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте

Страница 4

Анализируя результаты исследования, полученные при проведении методики ²Мой круг общения², можно сделать заключение о том, что показатели совпадают с результатами социометрического опроса, т.е. выявляются те же лидеры, отвергаемые, изолированные. Прослеживается тенденция формирования отдельных групп.

В городской и сельских школах проявляются конфликтные взаимоотношения с учителями. Вполне благоприятные отношения сложились с классным руководителем, что играет важную роль при адаптации младших школьников в первоначальный период обучения.

Итак, к середине учебного года в исследуемых группах сформировалась различная иерархия отношений между учениками, учителями и учениками, в результате чего можно сделать выводы об их социально-психологическом взаимоотношении друг на друга, о совместности членов конкретных групп.

По результатам исследования ценностных ориентаций методом ²Самооценка² были получены следующие результаты:

экспериментальная группа

завышенная самооценка по всем показателям наблюдается у семи учащихся из 18, что является показателем идеализирования образа своей личности и возможностей, преувеличения своей ценности для окружающих. Прогностическая оценка, характеризующая уровень притязаний также нереалистична завышена, что свидетельствует о переоценке своих возможностей и способностей;

оценка выше среднего прослеживается у 3 испытуемых но уровень притязания у этих детей реалистичный, что является показателем того, что дети стремятся к самосовершенствованию, к достижению поставленных целей;

адекватная самооценка прослеживается у 4 детей из 18, что является показателем правильности соотнесения своих возможностей и способностей, они достаточно критически относятся к себе, стараются не переоценить себя. Но у этих 4 испытуемых у 2 наблюдается низкая прогностическая оценка, что свидетельствует о том, что дети в какой-то степени избегают социальной активности, трудных для ее целей;

самооценка ниже среднего у четырех членов данной группы, это дети неуверенные в себе, робкие, не могут реализовать свои способности, критичны к себе и к другим. У них прослеживается низкий уровень притязаний.

Таким образом, по классу доминируют учащиеся с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний, что может свидетельствовать о наличии у этих детей выраженного мотива достижения. Детей с низкой самооценкой выявлено 4. По результатам социометрического опроса они относятся к статусной категории отверженных и изолированных.

При анализе результатов исследования самооценки в контрольной группе, были получены следующие показатели:

завышенная самооценка появляется у 14 учащихся из 28, но уровень притязаний находится на 2-3 ступени ниже, что может свидетельствовать о преувеличении своих возможностей, низком уровне критичности; при этом не переоценивают свои способности, не ставят перед собой трудных задач и целей;

средняя оценка прослеживается у 10 учащихся, при этом уровень притязания на 2-3 ступени выше среднего, что является показателем того, что дети правильно оценивают свои возможности и способности, достаточно критично относятся к себе, стремятся к самосовершенствованию;

низкая самооценка и несколько сниженный уровень притязаний выявлены у 4 детей, что может свидетельствовать о неуверенности в своих силах, робости, невозможности реализовать свои возможности, неспособности ставить перед собой цели и задачи.

Кроме этого, двое испытуемых с завышенной самооценкой и одним с низкой по результатам социометрического опроса являются отвергаемыми.

Сравнивая результаты, полученные в двух группах, можно сделать выводы о том, что отмечается тенденция к завышению самооценки и уровня притязания. Что свидетельствует о том, что дети не реально оценивают свои возможности и способности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно

Разработка урока по теме «Основы алгоритмизации и программирования»
Урок информатики по теме "Среда программирования Pascal ABC", 7-й класс Цели урока: Обучающие: Сформировать представление о структуре программы. Изучить среду программы Pascal ABC. Развивающие: умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать; интерес к учению, стремление к ...

Технология создания мультимедиа курса
Схематически жизненный цикл автоматизированного учебного курса может быть представлен в виде каскадной модели, включающей пять основных этапов: Стратегическое планирование Проектирование Реализация учебного курса Тестирование Эксплуатация и сопровождение. На этапе стратегического планирования опред ...

Экспериментальное исследование. Методы исследования
Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются дружеские и конфликтные взаимоотношения, выделяются дети, испытывающие трудности в общении. У детей старшего дошкольного возраста потребность во взаимопонима ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru