Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра. Она представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.
Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух вариантах: игры - занятия и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приёмы, создаёт игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями. С помощью игр - занятий воспитатель не только передаёт определённые знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное ( познавательное ) и игровое ( занимательное ). Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности. Если у детей угасает интерес к игре ( это относится в большей мере к настольно - печатным играм), необходимо вместе с ними придумывать новые правила. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и вне их. На занятиях используют те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. Они закрепляют, систематизируют знания. Но более широкий простор для воспитания самостоятельности в дидактической игре предоставляется детям в отведённые для игр часы. Здесь дети самостоятельны не только в выполнении правил и действий, но и в выборе игры, партнёра, в создании новых игровых вариантах, в выборе водящего. Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно - ролевым играм: умению взять на себя определённую роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Таких игр в младших группах проводится несколько: " День рождения куклы Кати", "Оденем Катю на прогулку", " Катя обедает".
В последнее время наблюдается тенденция сближения дидактической игры с сюжетно- ролевой игрой (исследования А.А.Смоленцевой) Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих игр и более старших детей.
Дидактическая игра формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
С помощью дидактической игры воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей среды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета позволило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному воспитанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных признаков предмета.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр. В дидактической игре развитие мышления и речи осуществляется в непрерывной связи.
Это интересно
Основные направления деятельности
ДОУ, повышающие эффективность образовательного процесса
Анализ теоретической литературы и практические исследования по проблеме показали, что в дошкольном образовании сохраняется достаточно жесткая регламентация работы ДОУ: единая типовая программа определяла весь объем содержания и способы педагогического процесса; поминутно расписанный режим регламент ...
Обобщение и анализ экспериментальной работы
Среди многообразия социальных групп, в которые индивид последовательно включается в ходе своей жизни, легко выделить те, которые оказывают наиболее значительное развивающее и воспитывающее воздействие на него: семья, группа детского сада, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив. В ц ...
Оценочные шкалы
Сложившаяся в России пятибалльная система оценок была удобна для школ с единым содержанием образования, единым уровнем его усвоения, едиными сроками изучения материалов. Очевидно, что в изменившихся условиях одинаковые оценки могут нести совершенно различную информацию. Часто поступающие в ВУЗы аби ...