pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста » Методика определения самооценки и оценки глазами сверстников

Методика определения самооценки и оценки глазами сверстников

Методика "Лесенка"

Цель: выявление собственной оценки ребёнка и оценки глазами сверстников.

Ребёнку показывают рисунок лестницы, состоящей из семи ступеней. Посредине расположена фигурка ребёнка (зависит от пола тестируемого). Взрослый объясняет значение нарисованных ступенек.

Инструкция: " Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше - тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), ещё ниже - ещё хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя сам поставишь? А на какую ступеньку тебя поставят дети вашей группы?"

Большую диагностическую ценность представляет такой показатель, как наличие или отсутствие разрыва между собственной оценкой ребёнка и его оценкой глазами других.

Используя результаты второго этапа констатирующего эксперимента, мы получили диагностические данные, которые занесли в таблицы 3, 4. Таким образом, как это видно из вышеперечисленных таблиц, анализ материала показал следующие результаты:

Экспериментальная и контрольная группы.

Нет разрыва между собственной оценкой и оценкой глазами сверстников - 4 человека 26%;

Небольшой разрыв (1-3 ступени ) - 6 человек 39%;

Значительный разрыв (более 3 ступеней ) - 5 человек 35%.

Таким образом, 4 ребенка, что составляет 26%, показали отсутствие разрыва между собственной оценкой ребёнка и его оценкой глазами других детей. У 6 детей (39%) существует небольшой разрыв между данными оценками. Это свидетельствует о том, что такие дети более уверены в любви окружающих, чувствуют себя защищенными. Эти дети не будут проявлять демонстративный или агрессивный тип поведения, пытаясь отгородиться и защищаться от окружающих. 5 детей (35%) показали наличие значительного разрыва между самооценкой и оценкой глазами сверстников. В этом случае можно говорить о субъективном переживании собственной незначительности и недооценности в глазах других. Такое переживание может быть источником многих межличностных и внутриличностных конфликтов.

Анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента (таблица 5) показал, что у участвующих в нём детей уровень развития межличностных отношений достаточно низок. При выявлении взаимоотношений между детьми наиболее больший процент находится в группах "непринятых" и "изолированных". Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников недостаточно распределено между всеми членами группы. При анализе такого показателя как разрыв между собственной оценкой ребёнка и его оценкой глазами других сверстников примерно треть группы детей показали наличие большого разрыва между этими оценками. Такой показатель говорит о недооценности в глазах других, что может быть источником как межличностных, так и внутриличностных конфликтов.

У многих детей отношение к сверстникам является неустойчивым. В этом возрасте сфера межличностных отношений (как и самосознание) находится в процессе интенсивного становления. Поэтому именно на данном возрастном этапе мы можем помочь ребёнку в формировании и дальнейшем развитии благоприятных межличностных отношений.

Таким образом констатирующий эксперимент позволит нам доказать правомерность принятой гипотезы, состоящей в том, что именно посредством дидактической игры формирование межличностных отношений будет более эффективным.

Это интересно

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru