pedagogyreview
Разное по педагогике » Дидактическая игра как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста » Формирование межличностных отношений ребёнка со сверстниками по средствам дидактической игры

Формирование межличностных отношений ребёнка со сверстниками по средствам дидактической игры

Полученные данные констатирующего эксперимента показали о необходимости создания программы по формированию межличностных отношений посредством дидактической игры.

Изучение теоретических основ и результатов констатирующего эксперимента позволили разработать данную программу. Главной задачей программы формирующего эксперимента является привлечение внимания ребёнка к сверстнику и его различным проявлениям: внешности, настроениям, движениям, действиям и поступкам. Предлагаемые дидактические игры помогают детям понять чувство общности друг с другом, учат замечать достоинства и переживания сверстника и помогать ему в игровом и реальном взаимодействии.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что между детьми существует значительная разобщенность. В результате чего сверстник зачастую воспринимается не как партнёр по игре, а как конкурент, соперник. Следовательно, нужно учить ребёнка видеть сверстника, обращать на него внимание. Именно это и является целью первого этапа нашей программы. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своём "Я", что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа -отвлечь детей от такой фиксированности на собственном "Я" и сосредоточенности на отношении к себе ровесников, обратить внимание детей старшего дошкольного возраста на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого предлагаются такие игры, которые требуют пристального внимания к другим детям. В процессе игры ребёнок должен максимально сосредоточиться на сверстнике. Все игры направлены на развитие умения увидеть другого, почувствовать единство с ним.

Следующая, не менее важная задача на данном этапе - научить ребёнка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Такая согласованность способствует ориентации на другого, сплочённости действий и возникновению чувства общности. И последняя задача данного этапа - научить детей видеть и подчёркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним. При анализе констатирующего эксперимента было выявлено, что у 5 детей (35%) существует значительный разрыв между самооценкой и оценкой глазами сверстников. Это говорит о собственной незначительности и недооценности в глазах других детей. Такие дети не смогут помочь сверстнику в трудной ситуации. Поэтому следующим этапом программы является взаимопомощь в игре и совместной деятельности. Именно на последнем этапе, когда между детьми уже установлены доброжелательные и неконфликтные отношения, впервые используются игры, имеющие соревновательный момент. Причём дети соревнуются не за собственный успех, а за успех другого. Главной целью второго этапа является проявление сопереживания и сорадования за другого ребёнка.

Таким образом, программа по формированию межличностных отношений посредством дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста состоит из двух этапов:

I этап – внимание к сверстнику вне контекста отношений (согласованность движений, добрые слова и пожелания);

II этап – помощь и поддержка в трудных игровых ситуациях, и реальная помощь в совместной деятельности.

Это интересно

Валеологическое образование родителей – важный фактор результативности формирования здорового образа жизни у дошкольников
Сформировать прочные навыки здорового образа жизни у детей очень сложно без помощи со стороны родителей. Они являются для детей основным примером для подражания, поэтому образ жизни родителей все же является отправной точкой формирования будущего образа жизни подрастающего поколения. Поэтому именно ...

Понятие «аффект»
Очень часто в профессиональном языке психологов и психиатров, как и в академической литературе по психологии используется термин «аффект», и в большинстве случаев такое слово является синонимом термина эмоция. Термин аффект, введён нидерландским философом 17-го века Спинозой и он считается родонача ...

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» в Оренбургской области
Дополнительное вознаграждение за классное руководство Более 14 тысяч педагогов, осуществляющих функции классного руководителя, получают ежемесячное дополнительное вознаграждение Ежегодно на эти цели из областного бюджета выделяется более 24 млн. р.; Сегодня учителя области, имея полный комплект (14 ...

Навигация по сайту

© 2025 Copyright www.butem.ru