Психологическое здоровье
— это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего, характеризуют степень ее благополучия.
Вследствие повышения моральных требований взрослого к ребенку, который испытывает потребность в его положительном отношении, меняется и сам характер взаимодействия между ними: она становится эффективно насыщенной, напряженной, окрашенной негативными переживаниями.
Вместе с тем такой характер взаимодействия между ребенком и взрослым, в процессе которой она переживает "девальвации" собственной ценности и оказывает моральную активность с целью восстановить прежний уровень эмоционального отношения взрослого к себе, является одним из наиболее эффективных механизмов воспитательного воздействия на ребенка.
Пример родителей
На личность ребенка особенно влияет стиль отношений с родителями. Изучением представлений родителей об их отношения с детьми занимался С. Ньюберг. В результате найдено несколько стадий в ориентациях родителей.
Одна из них - "эгоистическая ориентация". Для родителей ребенок выступает как объект действия, на который они проецируют свои желания и потребности.
"Условная ориентация" предполагает восприятие ребенка через призму традиций и установок, принятых в данном обществе. Роль отца в этом случае сводится к выполнению социально очерченных действий.
"Субъективно-индивидуалистическая ориентация" позволяет рассматривать ребенка как нечто уникальное. Взрослый солидаризируется с потребностями ребенка.
"Взаимодействуя ориентация" проявляется в том, что отец воспринимает ребенка как сложную систему, которая меняется. Отец, как и ребенок, растет в своей роли: он не просто идет навстречу потребностям ребенка, но и пытается найти способы, чтобы уравновесить ее потребности со своими так, чтобы каждый из них встречалась с пониманием.
По мнению С. Ньюберг, есть все основания полагать, что данные типы ориентации - ступени развития взглядов родителей на их отношения с детьми. Психологи Т. Лустер, Д. Роудс, В. Хаазе предприняли попытку более пристального изучения того влияния, которое создают взгляды, представления и верования родителей на их поведение. Матери, которые верят в то, что дети могут быть испорчены отзывчивой и любящей поведением, обеспечивают менее поддерживающее окружение; матери, подчеркивают важность бесед и чтения детям, имели более высокие показатели по данной шкале; матери, которые утверждают, что дошкольникам следует предоставлять большую свободу в их исследовательской поведении, обеспечивают соответствующее окружение; акцент на дисциплине и контроле приводит к тому, что матери меньшей степени склонны поощрять активность ребенка. Матери, которые ценят подчинения, подчеркивают собственное значение и роль в предотвращении плохого поведения. Они верят, что эффективность воспитания достигается строгим контролем за поведением ребенка и сдержанной реакцией на детские капризы, а потому чаще используют физические наказания и ограничивают действия своих детей.
Это интересно
Интонационные упражнения
Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на котор ...
Основные требования к произношению. Специфика
английских звуков
Как считает Филатов В.М., основные требования к произношению - фонематичность, т.е. степень правильности фонетического оформления речи, достаточная для понимания ее собеседником, и беглость, т.е. степень автоматизации произносительных навыков, позволяющая учащимся говорить в нормальном темпе (130-1 ...
Понятие «познавательная активность обучающихся»
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Проблема активизации познавательной деятельно ...