pedagogyreview
Разное по педагогике » Современные проблемы семейного воспитания » Факторы воспитательного потенциала семьи: психологический климат семьи, пример родителей, внутрисемейные отношения

Факторы воспитательного потенциала семьи: психологический климат семьи, пример родителей, внутрисемейные отношения

Страница 2

Психологическое здоровье

— это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворенность, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего, характеризуют степень ее благополучия.

Вследствие повышения моральных требований взрослого к ребенку, который испытывает потребность в его положительном отношении, меняется и сам характер взаимодействия между ними: она становится эффективно насыщенной, напряженной, окрашенной негативными переживаниями.

Вместе с тем такой характер взаимодействия между ребенком и взрослым, в процессе которой она переживает "девальвации" собственной ценности и оказывает моральную активность с целью восстановить прежний уровень эмоционального отношения взрослого к себе, является одним из наиболее эффективных механизмов воспитательного воздействия на ребенка.

Пример родителей

На личность ребенка особенно влияет стиль отношений с родителями. Изучением представлений родителей об их отношения с детьми занимался С. Ньюберг. В результате найдено несколько стадий в ориентациях родителей.

Одна из них - "эгоистическая ориентация". Для родителей ребенок выступает как объект действия, на который они проецируют свои желания и потребности.

"Условная ориентация" предполагает восприятие ребенка через призму традиций и установок, принятых в данном обществе. Роль отца в этом случае сводится к выполнению социально очерченных действий.

"Субъективно-индивидуалистическая ориентация" позволяет рассматривать ребенка как нечто уникальное. Взрослый солидаризируется с потребностями ребенка.

"Взаимодействуя ориентация" проявляется в том, что отец воспринимает ребенка как сложную систему, которая меняется. Отец, как и ребенок, растет в своей роли: он не просто идет навстречу потребностям ребенка, но и пытается найти способы, чтобы уравновесить ее потребности со своими так, чтобы каждый из них встречалась с пониманием.

По мнению С. Ньюберг, есть все основания полагать, что данные типы ориентации - ступени развития взглядов родителей на их отношения с детьми. Психологи Т. Лустер, Д. Роудс, В. Хаазе предприняли попытку более пристального изучения того влияния, которое создают взгляды, представления и верования родителей на их поведение. Матери, которые верят в то, что дети могут быть испорчены отзывчивой и любящей поведением, обеспечивают менее поддерживающее окружение; матери, подчеркивают важность бесед и чтения детям, имели более высокие показатели по данной шкале; матери, которые утверждают, что дошкольникам следует предоставлять большую свободу в их исследовательской поведении, обеспечивают соответствующее окружение; акцент на дисциплине и контроле приводит к тому, что матери меньшей степени склонны поощрять активность ребенка. Матери, которые ценят подчинения, подчеркивают собственное значение и роль в предотвращении плохого поведения. Они верят, что эффективность воспитания достигается строгим контролем за поведением ребенка и сдержанной реакцией на детские капризы, а потому чаще используют физические наказания и ограничивают действия своих детей.

Страницы: 1 2 

Это интересно

Интонационные упражнения
Выбор приемов, которыми пользуются педагоги на занятиях сольфеджио, во многом зависит от условий работы, от состава группы. Педагог при этом должен ясно представлять себе возможности какого-либо методического приема в постепенном нарастании трудностей, а так же пути достижения результатов, на котор ...

Основные требования к произношению. Специфика английских звуков
Как считает Филатов В.М., основные требования к произношению - фонематичность, т.е. степень правильности фонетического оформления речи, достаточная для понимания ее собеседником, и беглость, т.е. степень автоматизации произносительных навыков, позволяющая учащимся говорить в нормальном темпе (130-1 ...

Понятие «познавательная активность обучающихся»
В русле деятельностного подхода психологической основой обучения является активная познавательная деятельность самого учащегося, приводящая к формированию умения творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки и умения. Проблема активизации познавательной деятельно ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru