pedagogyreview
Разное по педагогике » Особенности внимания младших школьников в зависимости от проявления тревожности » Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности

Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности

Страница 1

Настоящее исследование посвящено изучению взаимосвязи уровня развития свойств внимания и характеристик тревожности.

Цель данного исследования заключается в выявлении зависимости между уровневыми характеристиками внимания и тревожностью.

Предметом данного исследования являлась взаимосвязь уровневых характеристик внимания и тревожности младших школьников.

Объектом исследования является эмоциональная и познавательная сфера психики младшего школьника

Проведенный теоретический анализ исследований таких авторов как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Гальперин П.Я., Прихожан А.М., Басов А.В., Савина Е. И других, по проблемам внимания и тревожности младших школьников позволил выдвинуть следующие гипотезы:

уровневые характеристики внимания и тревожности взаимосвязаны у младших школьников;

младшие школьники, относящиеся к разным типам внимания, различаются по степени проявления тревожности;

Для достижения поставленной цели и проверки сформулированной гипотезы потребовалось решить следующие задачи:

измерить уровень развития устойчивости, продуктивности, переключаемости внимания;

выяснить степень проявления различных видов тревожности;

выявить зависимости, существующие между уровнем развития свойств внимания и степенью проявления различных видов тревожности младших школьников;

выявить типы внимания младших школьников и сопоставить их по уровням тревожности;

Достоверность и надежность полученных в ходе эмпирического исследования данных обеспечивались применением разнообразных исследовательских процедур и приемов, взаимодополняющих методик, сочетанием качественного и количественного анализа собранных данных.

В исследовании использовались следующие методики, ориентированные на изучение степени проявления различных видов и свойств внимания и тревожности младших школьников.

Данная методика предполагает использование как в группе, так и индивидуально и направлена на изучение уровня переключения внимания. Так как методика универсальна и может быть использована в дошкольном и младшем школьном возрасте, авторы рекомендуют организовать ее как игру.

Данная методика использовалась нами для определения уровня переключения внимания у группы испытуемых младшего школьного возраста. Выбрана она была нами из-за удобства ее использования, то есть с ее помощью можно исследовать уровень развития переключения внимания у большой группы испытуемых.

Для проведения методики использовались бланки с кольцами Ландольта в сопровождении определенной инструкции. В течение первой минуты испытуемые должны были находить и зачеркивать одним способом кольца одного типа ( с одной ориентацией разрыва), в течение следующей минуты- кольца другого типа (с иной ориентацией места разрыва), и так далее по очереди в течение всех 5 минут.

После проведения методики нами были подсчитаны результаты. Подсчитывалось количество колец, просмотренное испытуемым за одну минуту и количество ошибок, допущенных за это же время. Затем подсчитывалось количествоо колец, просмотренных за пять минут и количество ошибок, допущенных за это же время.

Количественные данные получили путем подсчета результатов по формуле:

Где N – количество знаков, просмотренных за 5 минут,

n – количество ошибок, допущенное во время работы;

S – показатель переключения внимания;

t – время (360)

(Данные подсчитывались по каждому испытуемому в отдельности.)

Затем полученные результаты были переведены в шкальные оценки соответственно таблице, приведенной в данной методике.

Благодаря возможностям данной методики, для каждого ребенка фиксировался показатель уровня развития переключаемости внимания.

Данная методика предназначена для измерения сразу двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости. Как и в предыдущей методике, авторы рекомендуют проводить ее в игровой форме. Это позволяет не только упростить проведение, но и получить лучшие результаты за счет элемента соревнования.

Данная методика использовалась нами также для получения показателей уровня развития продуктивности и устойчивости внимания. Выбрана была эта методика ввиду того, что

-она может быть использована на большой группе испытуемых;

-с ее помощью измеряются сразу два показателя : продуктивность и устойчивость;

В данной методике мы использовали такой же бланк ,как и в предыдущей, но с другой инструкцией. Испытуемым предлагалось внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте и зачеркивать их. Работа проводилась в течение 5 минут. Через каждую минуту учитель произносил слово «черта», в этот момент ребенок ставил черту в том месте, где его застала эта команда.

Страницы: 1 2 3

Это интересно

Традиционные и нетрадиционные средства семантизации лексики
Сформированное умение читать, говорить или понимать иноязычную речь невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с ее помощью происходит прием и передача информации. В связи с этим на занятиях по английскому языку должно быть уделено серьезное внимание работе над лексикой. В соотве ...

Предметы сервировки стола
Пользование персональными приборами При различных видах сервировок стола применяется разнообразная столовая посуда и приборы (Рис. 3). В понятие «прибор» входят нож, вилка и ложка. Основные приборы бывают закусочные, столовые, рыбные, десертные и фруктовые. Прибор закусочный (нож и вилка) применяет ...

Изобразительное искусство как средство художественного воспитания, образование школьников
В системе образования особое место занимает эстетическое воспитание, способствующее активизации развития мировоззрения, интеллектуальных и творческих потенций личности. Для того чтобы воздействие на ребенка было более эффективным система эстетического воспитания должна быть единой, объединяющей все ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru