Современный учитель уже не ищет ответ на вопрос, нужно ли использовать компьютер в учебном процессе. Перед ним стоят следующие вопросы:
как эффективно использовать компьютер;
какие бывают компьютерные обучающие программы (КОП);
как не утонуть в море обучающих программ;
как найти и выбрать нужную обучающую программу.
Для того чтобы сформулировать требования к компьютерной обучающей программе, учителю надо знать, какие сейчас существуют компьютерные средства обучения. В том случае, когда предметная область курса определена, можно сравнивать компьютерные средства обучения между собой по следующим параметрам:
функциональное назначение;
категория учащихся, на которых рассчитано средство обучения;
охват материала (курс, согласованный с одним из учебников, курс, снабженный собственным учебником, электронные пособия для части курса или даже одного урока);
наличие или отсутствие методических рекомендаций по использованию программы;
дает ли программа возможность создать собственные уроки и курсы (некоторые обучающие комплексы дают пользователям возможность создать собственный курс по предлагаемой методике);
тип лицензии, под которой распространяется программа;
разработчики (фирма, отдельные лица).
Основные проблемы
Учителя затрудняются системно встроить существующие обучающие программы в свою профессиональную деятельность и ограничиваются их фрагментарным использованием (причина – системные недостатки традиционных обучающих программ).
Для системного (то есть – ежедневного!) использования обучающих программ даже элитным школам, имеющим хорошую материальную базу, не хватает компьютерных ресурсов.
Ученики, имеющие дома компьютер, крайне редко используют его для обучения (исключение – поиск учебной информации в Интернете).
Недостатки традиционных обучающих программ
Главные недостатки традиционных обучающих программ:
жесткая модель организации учебных материалов, не позволяющая ими гибко и просто манипулировать;
как следствие, жесткая модель организации процесса компьютерного обучения, практически не учитывающая индивидуальность ученика;
отсутствие системной модели сохранения и последующего учета индивидуальных результатов обучения.
Поэтому сегодня стоит вопрос о комплексном подходе к разработке электронных средств обучения (далее – ЭСО) нового поколения.
Требования к ЭСО нового поколения
Программное обеспечение, положенное в основу ЭСО, должно:
быть универсальным для всех предметов (например, бессмысленно делать программы-тестировщики для каждого предмета отдельно);
использовать самые современные технологические решения (WEB-технологии, базы знаний, семантические сети, экспертные механизмы принятия решений);
быть «масштабируемым» и «открытым», предполагать последующее расширение, как за счет внутреннего развития, так и за счет интеграции с программным обеспечением различных разработчиков;
обеспечивать возможность проведения постоянного мониторинга результатов учебной деятельности на всех уровнях: от семьи, учителя-предметника до руководства региональных и республиканских органов управления.
Это интересно
Дидактические игры как средство общего развития
Основой всех современных подходов к построению учебно-воспитательного процесса является то, что развитие учащегося – совершенствование психических процессов и свойств его личности – происходит в результате его личной активной деятельности. Наиболее эффективным способом организации учебного процесса ...
Практическое применение системы занятий лирических отступлений в романе А.С.
Пушкина «Евгений Онегин» в 9-х классах
Данная система занятий по использованию лирических отступлений романа «Евгений Онегин» предназначена для учителя литературы 9-х классов основной общеобразовательной школы. Система занятий по теме «Лирические отступления в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» разработана с учетом возрастных особенно ...
Программа педагогической диагностики эффективности воспитательного процесса
Одним из условий повышения эффективности процесса воспитания является изучение и оценка его результативности, управление развитием школьника. Представленная программа педагогической диагностики является основой мониторинговых исследований эффективности воспитательного процесса образовательного учре ...