pedagogyreview
Разное по педагогике » Формирование милосердия у подростков » Методы и средства формирования милосердия

Методы и средства формирования милосердия

Страница 1

Многие педагоги современности в своих работах уделяют большое внимание формированию милосердия (Макаренко А.С., Амонашвили Ш.А., Лихачев Д.С.), в литературе рассматривается многообразие методов и средств, направленных на реализацию данной задачи. Выделим основные из них, наиболее приемлемые, на наш взгляд, в работе педагога.

Самыми простыми из словесных методов является разъяснение и рассказ.

Разъяснение - пояснение, анализ, истолкование, доказательство различных положений излагаемого материала.

Рассказ - метод повествовательного сообщения, изложение изученного материала учителем и активная деятельность учащихся.

Следующим методом по сложности является диспут.

Диспут - метод формирования суждений, оценок, убеждений, основанных на давно открытых закономерностях, суть метода состоит в анализе понятия, в защите своих взглядов, в обнаружение слабых и сильных сторон в суждении оппонента. Целью диспута является создать ориентировочную основу для формирования милосердия.

Самым сложным словесным методом является беседа.

Беседа - основанный на фактах обмен мнениями с приходом к решению определенной проблемы.

Цели беседы:

- оценка событий и поступков явлений;

- формирование у учащихся отношения к окружающей действительности.

Следующая группа методов относятся к методам формирования умений навыков привычек, воли характера.

Самым простым методом из этой группы является пример.

Пример - действие, служащее образцом для подражания. Цель подражания: формирование социально нравственного поведения.

Упражнение более сложный метод, поэтому он используется после

примера.

Упражнение - многократное выполнение определенных действий. Цель упражнений: выработка и совершенствование умений и навыков. Учителю для формирования милосердного отношения ко всему живому необходимо создавать условия для многократного повторения действий.

Поручение сочетает в себе волевую и эмоциональную сферу деятельности. Поручение - возложение на учащегося заботы о ком-либо.

Группа следующих методов относится к методам развития переживаний, отношений.

Поощрение используется учителем в качестве «подбадривания» ученика. Заключается в стимулировании развития ребенка в выбранном направлении (гуманистическом) при выявлении положительного поведения. Это вселяет в школьника уверенность в своих силах, способностях, стимулирует воспитание и самовоспитание, развивает чувство собственного достоинства. Поэтому в поощрении особенно нуждаются дети, которые не очень уверены в себе. Поощрять необходимо не только за результаты, но и за старание.

Противоположный поощрению метод, наказание должен применяться учителем очень редко только в крайнем случае, против грубого нарушения норм (равнодушие или издевательство над человеком, попавшим в беду).

Физически наказания должны быть полностью исключены из практики воспитателя, целью которого является воспитание гуманизма в личности. Наказаниями могут являться только порицание со стороны коллектива и учителя, и они должны относиться к конкретному поступку личности, а не к ней самой.

Помимо методов воспитания милосердия используются различные средства. Ими являются: художественная литература, народное творчество, фильмы, картины, средства массовой информации, природа и другие. Рассмотрим подробно некоторые из них.

1. Средства массовой информации (СМИ). На сегодняшний день нельзя отрицать влияние СМИ на воспитание детей, социологическими опросами доказано, что современные дети слишком много времени проводят у телевизора, получая массу информации, которая оказывает стихийное влияние на личность ребенка. На диспутах и беседах также необходимо использовать информацию, предоставленную СМИ, она является актуальной для общества в целом.

2. Природа. Как средство она употребляется в воспитании милосердия во время походов. Природа помогает учителю создавать психологически благоприятный климат в классном коллективе. Так же через бережное отношение к природе, которое воспитывается на уроках экологии, можно развивать чувство заботы обо все живом, и уважение ко всем живым существам. Эти чувства можно будет развивать воспитателю в дальнейшем процессе воспитания милосердия.

3. Общественная жизнь. Каждый день ребенок испытывает на себе множество влияний общества, его требования к личности, конечно, они могут быть не только положительными, но и отрицательными, о чем будет сказано позже. Поэтому необходимо воспитывать стойкость к отрицательным влияния и восприимчивость к положительным, что достигается путем реализации принципа активности личности.

Страницы: 1 2

Это интересно

Происхождение дидактической игры и ее развитие в педагогических системах
Дидактические игры существуют много веков. Их первым создателем был народ, подметивший удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре с помощью игр и игрушек. За всю историю человечества у каждого народа сложились свои дидактические игры, были созданы своеобразные дида ...

Внедрение комплексных программ в образовательный процесс
Новая образовательная политика, приоритетом которой является качество образования, привела к пониманию того, что необходимы новые подходы в управлении образовательного процесса. Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятелями педагогической науки (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, Н ...

Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности
Для всестороннего развития ребёнка средствами театрально-игровой деятельности в первую очередь организуется педагогический театр в соответствии с целями дошкольного образования. Работа самих педагогов требует от них необходимых артистических качеств, желания профессионально заниматься над развитием ...

Навигация по сайту

© 2024 Copyright www.butem.ru